В театр по отпечаткам пальцев: digital идет в искусство
Театры и музеи перейдут на цифровые технологии. В ноябре этого года при поддержке Большого театра и Венской оперы в Москве пройдет масштабное IT-соревнование. Разработчикам из России и других стран предстоит подготовить решения для модернизации отечественных институтов культуры. Среди задач, поставленных перед участниками конкурса, — создание цифровых систем продажи билетов, образовательных игр и возможностей идентификации гостей с помощью биометрии: по изображению либо отпечатку пальца.
Университет НТИ в партнерстве с частной структурой и оргкомитетом Санкт-Петербургского международного культурного форума организуют лабораторию по поиску технологических цифровых решений для театров и музеев России. Проект реализуется при поддержке Большого театра и Венской оперы. Заказчиками выступают пять ведущих организаций в сфере культуры: Третьяковская галерея, Московская филармония, Музей истории ГУЛАГа, Большой драматический театр им. Товстоногова и Пермский театр оперы и балета. Конкурс получил название CultTech Lab Russia.
— Все задачи, выставленные на эту лабораторию, направлены на сохранение и приращение аудитории за счет молодежи, — сообщила «Известиям» заместитель директора направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив (выступающего соорганизатором конкурса) Ирина Гордина-Невмержицкая. — Культурные мастодонты всё больше погружаются в цифровую реальность, чтобы стать ближе тинейджерам и не превратиться при этом в симулякры. Поработать над культурными проектами важно и молодым цифровым командам. Мы ожидаем от участников готовых к выходу на рынок продуктов, которые будут использоваться заказчиками.
Задействованные в конкурсе учреждения культуры поставили конкретные задачи перед участниками хакатона. К примеру, Третьяковка хочет получить инструмент развития социальных сетей музея с элементами геймификации. Как сообщила «Известиям» заместитель директора Третьяковской галереи по развитию Татьяна Мрдуляш, проект позволит музею по-новому взглянуть на экспонаты и сделать соцсети еще интереснее.
— Мы хотим создать яркий амбициозный проект в онлайн-пространстве, который поможет Третьяковке стать ближе к посетителям по всему миру. У нас есть уникальная коллекция и знания о ней, а технологии позволяют нам делиться этим сокровищем с огромным количеством людей по всему миру. Это большой вызов, и мы хотим на него ответить, — отметила Татьяна Мрдуляш.
Музей истории ГУЛАГа поставил участникам конкурса задачу по созданию визуализации многоуровневой схемы репрессивной системы в СССР — от законодательных актов до отдельных судеб. БДТ им. Товстоногова заказал программу для электронной продажи билетов и проект системы лояльности, позволяющей поощрять посетителей различными бонусами и получать обратную связь. Московская филармония хочет получить инструмент вовлечения новых аудиторий на основе образовательно-развлекательных технологий. А Пермский театр оперы и балета — систему лояльности на основе поступающих от зрителей отзывов с использованием биометрических данных (отпечаток пальца, фотография) гостей для их идентификации. Предполагается, что с помощью такой системы зритель получит возможность пройти в театр без билета — к примеру, просто показавшись перед камерой на входе. Также биометрия позволит пользоваться интернет-сервисами театра без дополнительных регистраций: программа будет мгновенно распознавать пользователя либо по изображению, либо по отпечатку пальца. В театре подчеркивают, что такая система никак не будет связана с каким-либо контролем за посетителями, это будет лишь инструмент, призванный упростить взаимодействие с аудиторией.
— Проявляя заботу о своих зрителях, мы развиваем сервисы, которые упрощают им жизнь, экономят время, делают процесс взаимодействия с театром комфортным, — сообщил «Известиям» генеральный продюсер Пермского театра оперы и балета Марк де Мони. — Любой зритель может в удобном для себя темпе в любое время изучить афишу, выбрать билет в любой ценовой категории, почитать новости и интересные материалы, посмотреть фото и видео. С другой стороны, в нашем случае нельзя нарушать тонкую границу: зрители всё еще приходят в театр, чтобы отдохнуть от повседневности. Живое исполнение по степени воздействия всегда будет сильнее, чем виртуальное.
Конкурс призван решать фундаментальные задачи, стоящие сегодня перед сферой культуры, сообщил «Известиям» генеральный директор RDI.Digital Russia Алексей Стеблев.
— Очень скоро, когда цифровые технологии, искусственный интеллект и роботы возьмут на себя значительное количество задач, которые на сегодняшний день выполняют люди, одной из немногих сфер, где человек останется во главе процесса, будет искусство. Поэтому и бизнесу, и технологиям пора направить на него свой взгляд, — отметил он.
Конкурс пройдет 14–15 ноября в Москве. А 17 ноября на сцене Санкт-Петербургского международного культурного форума будут объявлены его победители.