Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Народный артист СССР, режиссер Марк Анатольевич Захаров отмечает юбилей. Ему исполняется 85. Из них 45 лет он руководит театром «Ленком». За это время, как он сам говорит, им были созданы разные спектакли — талантливые и менее талантливые. Но это неправда. Все спектакли Марка Захарова уникальны и филигранны.

Задумайтесь, какова жизнеспособность его постановок. Например, «Безумный день, или Женитьба Фигаро» идет на сцене «Ленкома» уже 25 лет. А «Юнона и Авось» — 36! Не всё было гладко в творческой судьбе Марка Анатольевича. Если спектакль или картина не нравится большим начальникам, то виноват в этом режиссер. Захаров всегда принимал удар на себя, и в этом был очень сдержан, мудр, интеллигентен, и даже, я бы сказал, аристократичен. Он мог ответить на все вопросы и все претензии, которые к нему предъявляли. Мог согласиться, но сделать всё по-своему.

Я 40 лет нахожусь рядом с ним, вижу, как он отдается театру. Глядя на спектакли Марка Захарова, можно подумать, что ему максимум 38. Посмотрите его последнюю премьеру «Фальстаф и Принц Уэльский». Это современная работа молодого режиссера, инсценировавшего Шекспира. А ведь Захаров не просто поставил спектакль, а еще и написал драматургический материал по произведению классика.

Марк Анатольевич до мелочей знает всё, что хочет от спектакля. Ставит задачи не только перед актерами, но и перед художниками. Захаров — режиссер зрелищ. Один пример и станет все понятно. В финале спектакля «Фальстаф и Принц Уэльский» есть важная сцена: трон с новым королем, которого играет Дмитрий Певцов, должен подняться над толпой. Заведующий постановочной частью обозначил, что такая затея — недешевое удовольствие. Нужны специальные механизмы. Поднять кресло на 80 см от пола стоит 400 тыс., а если на 1,5 м, то это будет 1,5 млн. Мы решили уточнить, может, есть шанс обойтись без этого. Но Захаров сказал: «Марк Борисович, я вас очень прошу. Это так важно для спектакля». Всё! Если надо, значит, поднимем на столько, на сколько хочет режиссер. В итоге трон поднимается под потолок. И эта сцена стала кульминационной. Разве можно рублем измерять творческий процесс?! Затраты на идеи Марка Анатольевича всегда оправданны.

Захаров — великий педагог. В нашем театре все актеры — его воспитанники. Если кто-то не был его студентом в ГИТИСе, того он сам нашел. Олега Янковского пригласил из Саратова. Инну Чурикову приметил в Московском ТЮЗе, а Леонида Броневого — 30 лет назад в Театре на Малой Бронной. И если в другие труппы приглашают артистов, уже ставших популярными благодаря кино и телевидению, то у Захарова известными становятся — благодаря работе на сцене «Ленкома». В этом тоже его уникальность. Он собирает вокруг себя талантливых людей. Не все, правда, остаются. Но тот, кто покинул «Ленком», наверняка сожалел о своем решении.

Да, Марк Анатольевич не сахарный и не елейный. Он бывает резким и решения принимает твердо. Но его твердость не в крике, а в требовательности. Имеет ли право? Имеет! Потому что он требователен прежде всего к себе. Он феноменальный трудоголик. Мы живем рядом, я вижу его окна. И ночью порой наблюдаю, как он до четырех-пяти утра сидит в своем кабинете и пишет. И в этом он тоже велик. Сценарии, инсценировки, книги. Сейчас он работает над новым произведением. В соавторстве с Владимиром Сорокиным пишет пьесу.

Он не успокаивается, не почивает на лаврах, каждый раз поднимает планку все выше и выше. Его стараниями Ленком стал одним из лучших театров в стране. У нас 18 народных артистов, из них Инна Михайловна и Марк Анатольевич — народные артисты СССР.

Захаров – безусловный авторитет в театре. Ему подражают — удачно или менее. Его чтят как учителя и гуру. Для нас он единственный. Если окинуть взглядом театральный мир, равных ему нет. Захаров — последний из могикан.

Автор — директор театра Ленком Марк Варшавер

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Прямой эфир