Паспортный отжим: конфликт Киева с Будапештом резко обострился
Киев пошел на резкое обострение конфликта с Будапештом, объявив одного из консулов Венгрии персоной нон грата. Формальным поводом для такого решения украинского МИДа стал «паспортный скандал», разразившийся в середине сентября, после обнародования видео с раздачей венгерских паспортов гражданам Украины в Закарпатье. Нет сомнений, что власти Венгрии не замедлят с ответом и длящийся уже около года конфликт двух стран выйдет на принципиально иной уровень. В подробностях этой истории и нюансах двойной паспортизации граждан Украины разбирались «Известия».
История приграничья
Закарпатская область Украины, или Закарпатье — регион непростой. Это самая западная область страны, граничащая сразу с двумя европейскими странами: Словакией и Венгрией. При этом культурно и ментально она довольно сильно отличается от того, что принято называть Галичиной, или Западной Украиной (Львовская, Тернопольская, Ивано-Франковская области).
Причина в том, что Прикарпатье — преимущественно бывшие владения Польши, тогда как Закарпатье когда-то входило в состав Венгерского королевства. А после утраты им самостоятельности в конце XVII века — в Австро-Венгерскую империю. После окончания Первой мировой войны Закарпатье отдали Чехословакии, но владела она им недолго. Весной 1939 года Гитлер захватил Чехословакию, а его венгерский союзник Хорти — Закарпатье, носившее в Чехословакии название Подкарпатская Русь. 29 июня 1945 года эта территория вошла в состав УССР — так Венгрия поплатилась за участие войне на стороне Германии.
Еще 100 лет назад каждый третий в Закарпатье был венгром, но к переписи 1959 года их доля национальном составе области сократилась до 13,6%. Во время переписи 2001 года венграми назвались 156 тыс. человек, то есть сегодня лишь каждый десятый житель области — венгр.
Но одно дело быть венгром, а другое — иметь венгерский паспорт. Сколько таких паспортов было выдано за годы независимости Украины, точно знают лишь в венгерском МИДе и вряд ли заинтересованы делиться этой информацией с кем бы то ни было. Известно лишь, что раздали их точно более чем 100 тыс. штук.
Хотя Венгрия лишилась Закарпатья 73 года назад, и она, и сами украинские венгры помнили о взаимных связях. Так, вскоре после провозглашения Украиной независимости в Закарпатье были созданы две венгерских партии — и сегодня это одни из самых старых партийных структур Украины. В названии каждой из них подчеркивается этническая принадлежность, а сами они — наверняка не только средство защиты венграми своих интересов во власти, но и своего род способ влиять на власть изнутри. Впрочем, информацию об этом дипломаты будут оберегать еще строже, чем количество выданных паспортов.
Следует также отметить, что вся эта массовая паспортизация стартовала примерно в конце 2000-х. Вряд ли можно считать совпадением тот факт, что в 2008 году в мукачевском замке Паланок установили огромный монумент «Птица Турул» (персонаж венгерской мифологии, символ обретения венграми своего государства), а спустя два года начали давать украинцам венгерское гражданство. Кстати, с тех пор копии монумента появились в других городах области.
Причиной активизации соседей Украины стал, видимо, экс-президент Украины Виктор Ющенко. Во-первых, как раз при нем диаспоры взялись активно украинизировать. Больше всего протестов звучало от русскоязычных украинцев, а также от этнических русских — просто потому, что их на порядок больше. Однако венграм, румынам и полякам тоже доставалось. Во-вторых, Ющенко имел и имеет весьма своеобразный взгляд на историю Украины. В рамках которого героями оказываются пособники Гитлера, потому что они — «борцы за независимость» Украины. В рамках этого подхода оказывается, что и Волынская резня, хотя и трагедия, но тоже борьба за независимость.
Логично, что соседние с Украиной страны решили предложить диаспорам другой взгляд на исторические события. И предложили его вместе с таким весомым аргументом, как возможность безвизового въезда и работы в зоне ЕС. Прежде в Киеве проблему раздачи паспортов старались не замечать. По-другому власти взглянули на нее только в 2014 году — после того как Крым «проголосовал ногами». Но в Киеве увидели связь не там, где ее нужно было увидеть. Вместо того чтобы прекратить практику украинизации диаспор, закрывать им школы и запрещать учиться на родном языке, власти усмотрели угрозу в паспортах.
Кто, кому и что дает
Активной паспортизацией украинцев занимается не только Венгрия. Румыния, которая в ходе войны лишилась Бессарабии и Буковины (территории Одесской и Черновицкой областей), дает свое гражданство жителям этих регионов. Причем румынские дипломаты в принципе отказываются углубляться в обсуждение этой темы — скажем, не уточняют, сколько именно украинцев они осчастливили.
Как рассказывают источники «Известий», знакомые с ситуацией, стать румынским гражданином может буквально любой. Тут есть сразу два пути. Можно подделать архивные данные и обзавестись румынскими предками. А можно сначала получить молдавский паспорт, а уже с ним подаваться на румынское гражданство: Румыния считает Молдавию своей территорией, а потому у молдаван даже о предках не спрашивают.
Зато количество получивших карту поляка известно довольно точно: без малого 102 тыс. украинцев по состоянию на сентябрь текущего года. Выдавать эти документы Польша начала в 2008 году. Потенциально это такое же количество паспортов, поскольку карта сильно облегчает получение польского гражданства. Да и сама она от него немногим отличается: нет разве что избирательных прав, и для пребывания в Польше дольше одного года все-таки понадобится виза. Но эта проблема решается пересечением границы с Украиной на любой срок — можно возвращаться обратно прямо с пограничного КПП. Наряду с картой поляка Польша предоставляет и гражданство, правда, тут уже информация закрыта.
Современное Закарпатье — это не только бывшие венгерские земли. Около 250 кв. км территории области до 1946 года входили в состав Словакии. Официально Словакия не выдает паспортов украинцам. Якобы из опасения испортить отношения. Однако украинец может получить документ заграничного словака (что-то похожее на карту поляка). Впрочем, словацкие паспорта у украинцев тоже есть, просто их значительно меньше, чем румынских и венгерских.
Буквально на днях в украинских СМИ появилась информация о том, что к раздаче своих паспортов украинцам может подключиться и Чехия. Получить их смогут потомки жителей территорий, которые единая тогда Чехословакия в 1946 году уступила СССР. Правда, власти республики успокаивают, что не собираются выдавать паспорта жителям Закарпатья (видимо, претендовать на гражданство смогут только иммигранты).
Если верить цифрам, представленным дипломатами соседних с Украиной стран, а также допустить, что все или большинство владельцев карт поляка оформили на их основании польское гражданство, то суммарное количество бипатридов не слишком высоко — 300 тыс., максимум 350 тыс. человек. Но этим цифрам, разумеется, мало кто верит — на самом деле проблема имеет гораздо большие масштабы.
Кто кому больнее на мозоль наступит
На Украине общеизвестно, что закарпатский населенный пункт Берегово — практически венгерский город. Таблички с названиями улиц тут дублировались на венгерском языке еще 10–15 лет назад, а на въезде в город рядом с украинским Берегово значится Beregszász — его венгерское название. Возле местных органов власти — в обязательном порядке два флага: украинский и венгерский, Иногда еще и флаг ЕС. Часы идут по венгерскому времени, язык на улицах слышен исключительно венгерский.
В прежние времена у Киева не доходили руки разобраться с этой вольницей. Ющенко воевал на два фронта с Януковичем и Тимошенко. Окружение Януковича, в свою очередь, носилось с идеей федерализации, то есть притеснять диаспоры было нельзя. Зато после государственного переворота 2014 года закручивать гайки начали всем.
Во-первых, как уже сказано, в Киеве видят очередной Крым в любом регионе, претендующем на культурную автономию по историческим причинам. Собственно, как раз после Крыма власти Украины постепенно пришли к тому, отождествляют понятия «сепаратист» и «бипатрид».
Не спасает даже высокий статус. Так, народный депутат Андрей Артёменко из-за второго паспорта лишился сначала мандата народного депутата, а затем и гражданства Украины. Губернатор Закарпатья Геннадий Москаль периодически увольняет попавшихся на двойном гражданстве чиновников. В 2016-м — начальника управления образования, молодежи и спорта Василия Лендела. В этом году не повезло уже двоим: депутату Береговского райсовета Каролю Берки и заммэра города Чоп Оскару Балогу.
Острой фазе конфликта Киева и Будапештом между тем уже исполнился год. Прошлой осенью народные депутаты рады приняли новую редакцию закона об образовании, которым фактически уничтожили все возможности для национальных меньшинств получать образование на родном языке. Практически все западные соседи Украины высказали свое неудовольствие новым законом, но Венгрия пошла дальше всех. Она почти на год заблокировала проведение саммита Украина–НАТО.
По слухам, потребовалось вмешательство США, чтобы убедить Венгрию отозвать вето. Кроме того, в августе Венгрия показательно сменила название должности, которую занимал в правительстве Иштван Грежи: она стала называться «Уполномоченный министра по вопросам развития Закарпатья». Также летом наделала шуму история с участием футбольной команды Kárpátalja в чемпионате по футболу среди непризнанных государств. Всё бы ничего, но команда выступала под украино-венгерским флагом.
А в середине сентября украинское госинформагентство «Укринформ» обнародовало видео без указания источника из консульства Венгрии в Берегово. На видео участники событий поют гимн Венгрии, читают клятву, пьют шампанское. Все они получили гражданство Венгрии, хотя имеют украинское.
Не только МИД — любой украинец знает, что Венгрия выдает гражданам Украины свои паспорта последние лет десять. А гимн и клятва — традиционная процедура. Скорее даже преувеличенно бурная реакция Киева (МИД Украины пытается выдворить из страны венгерского консула в Берегово, Будапешт упирается и заявляет, что украинские власти хотят «использовать антивенгерские настроения для получения поддержки перед выборами») вызвана советом венгерского дипломата: скрывать от украинских властей факт получения гражданства. Или же тем, что, как сказано выше, конфликт с Венгрией у Украины длится уже не первый месяц и Киев просто нуждался в новых поводах для обид.
Стратегическая цель Киева — остановить ползучую «венгеризацию» региона, одновременно превратив конфликт с Венгрией в прецедент. Стоит задача «дать по рукам» не только Венгрии, Румынии и прочим, но и приструнить своих же граждан. Но дело в том, что приструнять пока особо нечем.
«Давайте скажем честно: в нашем законодательстве нет наказания, ни единого, включая административное, за двойное гражданство. Если ты государственный служащий, военный — это другое дело, но наказания как такового нет в принципе», — разводит руками глава МИД Украины Павел Климкин. Грозный законопроект Порошенко — за второй паспорт там предлагается давать срок и штрафовать — пока завис в парламенте. По факту пока что все пострадавшие — несколько человек, потерявших гражданство в соответствии с указом Петра Порошенко. Но не будет же президент Украины лишать гражданства личными указами несколько сотен тысяч человек.
Ни захватов, ни референдумов
В Киеве сегодня, имея в виду приближающиеся парламентские и президентские выборы, усиленно заняты созданием угроз и героической борьбой с ними. И паспортный конфликт с Венгрией — характерный пример. Украина теряет эти территории совсем не потому, что когда-то они входили в состав других государств, и даже не потому, что теперь эти государства дают паспорта потомкам своих граждан.
В то время как министерство образования закрывает и укрупняет сельские школы, у Венгрии находятся средства для детских садов и школ в Закарпатье. Находятся деньги для выдачи дешевых кредитов бизнесу, Венгрия держит Закарпатье в своем культурном поле, сюда регулярно едут на гастроли венгерские артисты.
Более того, в последнее время Венгрия начала раздавать деньги. «Осенью [2017 года] закарпатским венграм раздавали деньги под открытие стартапов. Парикмахерская, СТО, ресторан, турфирма — открывайте что хотите, вот вам деньги, только предоставьте документы, что вы венгр. Также ходят и предлагают малому бизнесу регистрировать предприятия как совместные с венграми и готовы под это давать деньги», — рассказывали корреспонденту «Вести-Украина» жители области в феврале этого года.
Конечно, «теряет» в данном случае — не в буквальном смысле. Просто жители Закарпатья, Буковины, Бессарабии не видят своего будущего на Украине и не ассоциируют себя с ней. Украина вполне может лишиться Закарпатья даже без его оккупации венгерскими войсками или референдумов о добровольном выходе области из состава Украины. Просто житель Закарпатья с малых лет привыкает к тому, что работать и учиться нужно в Венгрии, для этого надо знать венгерский язык и историю. С проблемами и за помощью обращаться нужно к уполномоченному правительства Венгрии по Закарпатью, а не к украинским властям. Фактически жители живут в эмиграции, даже находясь на Украине, ведь их контакты с ней сводятся к минимуму.
Такие процессы развиваются сравнительно медленно, но уже сейчас можно говорить о последствиях. Со временем другие области заметят, что о Закарпатье и прочих подобных регионах есть кому заботиться. А об условной Полтаве некому — не повезло входить в состав ни Венгерского королевства, ни România Mare (Великая Румыния). Как это скажется на государственности Украины, говорить нет нужды.