Сегодня отмечает 75-летие народная артистка СССР Инна Чурикова. Вот уже более 40 лет Инна Михайловна в труппе «Ленкома», и за это время она сыграла множество прекрасных ролей. Но каждый раз она не устает удивлять публику и коллег своими творческими проявлениями. Многие думают, что уже знают ее насквозь, выучили весь ее актерский арсенал. Но ставится новый спектакль — и она снова поражает своей многогранностью и трогает душу зрителя.
Каждый спектакль она играет, как в последний раз, и все переполняющие ее человеческие чувства (а их у нее очень много, причем исключительно положительные) видны на сцене. Ее персонажи живые, настоящие. И рядом с ней стыдно играть не на 100% — говорю как ее многолетний сценический партнер. Она, подобно локомотиву, тащит за собой и коллег, и действие в целом.
К ней сложно применить слово «амплуа», потому что она универсальная актриса. Может играть ярко характерные, на грани с клоунадой роли, как в «Мудреце» или «Женитьбе», а может подниматься к трагическим высотам, как в «Гамлете». Но она постоянно расширяет свой репертуар, растет как актриса. Хотя, уж казалось бы, куда выше!
Конечно, широкая публика знает ее, в первую очередь, по блестящим киноролям. И хотя многие ее знаковые фильмы вышли еще в советское время, Чурикова — кумир для всех поколений. И любовь народа к ней безгранична, в чем я убеждался не раз.
Однажды Инна Михайловна опаздывала на спектакль. Москва стояла в пробках, и когда стало понятно, что на машине никак не доехать вовремя, она спустилась в метро — и умудрилась там заблудиться. Три раза пыталась перейти с одной линии на другую — и три раза возвращалась туда, откуда шла. В какой-то момент она поняла, что без помощи не обойтись. Что делать? «Наверное, найти того, кто постарше», — подумала она, сочтя, что молодые, наверное, уже не помнят ее. Но оказалось, что молодые — прекрасно знают Чурикову. Какой-то юный милиционер тут же вызвался помочь, довел до нужного поезда, и она все-таки доехала до театра.
Несмотря на всенародную славу, она остается простой в общении. И за те почти 30 лет, что я ее знаю, по-человечески она ничуть не изменилась. У нее как было, так и есть доброе отношение к людям — неважно, народный артист это или работник реквизиторского цеха. Она ко всем внимательна, может принять участие в каких-то застольях вне зависимости от того, кто это устраивает; может посидеть-пообщаться с молодежью на гастролях; готова прийти на помощь любому. Чурикова отдает людям очень много — и на сцене, и в жизни.
Помню свое первое впечатление от нее. Когда я только пришел в «Ленком», то увидел Инну Михайловну в замечательном спектакле «Мудрец» — у меня там был даже не эпизод, а почти что участие в массовке. Но ее игра так притягивала, что я все время стоял в кулисах и смотрел на нее. Потом уже мы с ней смогли более плотно поработать вместе — в спектакле «Чайка» я играл Медведенко, она — Аркадину. И тогда я увидел ее в процессе репетиций, что было не менее интересно.
Порой Инна Михайловна могла даже в чем-то не соглашаться с Марком Захаровым. Она его безмерно уважает как режиссера и худрука «Ленкома». Но если он что-то предлагает, а это не ложится ей на душу и на ее природное естество, она будет спорить, выдвигать свои варианты. И режиссеры часто прислушиваются к ней. Марк Анатольевич говорит, что Чурикова — главная актриса в театре, и ей позволено всё. Конечно, в этом есть доля иронии, но в некотором смысле это действительно так.
Она всегда прислушивается к самой себе, своему актерскому чутью. И следует за своим персонажем. Отсюда ее способность мастерски импровизировать. Вспомню один случай. В спектакле «Город миллионеров» я играл адвоката и должен был подать ей бланк. И как-то у меня этот бланк оторвался наискось. Инна Михайловна на меня смотрит и говорит: «Что это такое?» — «Это бланк» — «А почему такой неровный? Почему так неаккуратно?» — «Ну, мы тут ножничками подрежем, будет все аккуратно, вы не волнуйтесь» — «Точно?» — «Точно!». И дальше все пошло уже по сюжету. Но то, что ее так взволновала неаккуратность бланка, доставило нам радость.
Будучи человеком эмоциональным, Инна Чурикова в то же время в высшей степени профессиональна. И даже импровизируя, она не меняет режиссерский рисунок роли. Но — каждый раз наполняет его по-новому. Один прогон у нее не похож на другой. В первый вечер она может сделать мелодраматический уклон, во второй — ту же сцену наполнит комедийными нотками, проживет эпизод с искорками в глазах. Она играет так, как чувствует, а чувствует всегда по-разному. И всегда — по-настоящему.
Автор — народный артист России, актер театра «Ленком»
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции