В Македонии с треском провалился консультативный референдум о переименовании страны, что увязывается с перспективой вступления республики в НАТО и ЕС. В минувшее воскресенье македонцы должны были ответить на вопрос, поставленный весьма иезуитски: «Поддерживаете ли вы вступление в ЕС и НАТО с принятием договора между Республикой Македония и Греческой Республикой?» Две трети граждан Македонии, включая президента страны Георге Иванова, бойкотировали референдум, полагая, что торговать национально-культурной идентичностью нельзя.
По данным государственной избирательной комиссии, явка составила лишь 36,87% зарегистрированных избирателей при минимальном пороге в 50%. В голосовании приняли участие 592 тыс. человек. Однако по закону, чтобы референдум был признан состоявшимся, должна проголосовать половина от 1,8 млн зарегистрированных избирателей. Если быть точным — 903,17 тыс. человек.
К вечеру понедельника македонский избирком сам подтвердил, что плебисцит провалился. «Решение на референдуме не было принято, так как не проголосовали больше половины зарегистрированных в списке избирателей», — заявил глава македонского избиркома Оливаер Деркоски.
Переименования страны требует соседняя Греция, которая претендует на исключительное историческое право владеть географическим названием «Македония». 17 июня правительства Греции и Македонии подписали договор, сойдясь на том, что бывшая югославская республика получит название Республика Северная Македония. Регламент ЕС и НАТО предполагает, что вступить в эти организации может только страна, не имеющая разногласий, подобных тем, что есть у Греции и Македонии относительно названия последней.
Из пришедших на избирательные участки граждан проголосовали «за» 90,85%. Это, несмотря на народный бойкот, дало основание премьер-министру Македонии Зорану Заеву, известному своей прозападной позицией, поздравить македонцев с «успехом» референдума. Он выступил с пафосным заявлением о том, что большинство македонцев считает: «Республика Македония должна принять договор с Грецией и стать членом НАТО и ЕС».
Такое впечатление, что мы являемся свидетелями театра абсурда. Во-первых, референдум нельзя назвать состоявшимся. Во-вторых, 90% из трети принявших участие в плебисците называются «большинством», которое якобы выступает за евроинтеграцию Македонии. В реальной жизни одно, в заявлениях лидеров западного мира — другое. Скоропалительные одобрительные комментарии, прозвучавшие из США, НАТО и ЕС, — это та шапка, которая горит на воре. Главным выгодоприобретателем от «положительного» исхода референдума являются США и НАТО, но прежде всего — американцы. Вашингтон уже давно и методично столбит за собой позиции в стратегически выгодном регионе Западных Балкан. В НАТО втянуты практически все государства, образовавшиеся на территории бывшей Югославии, которая распалась в результате спровоцированных теми же американцами войн. Исключение сегодня составляют Македония, Сербия и Босния и Герцеговина.
Теперь вне зависимости от того, состоялся референдум или нет, вопрос о переименовании страны и ее вступлении в НАТО и ЕС будет вынесен на рассмотрение македонского парламента. Думается, что США и их союзники в Македонии сделают всё, чтобы исход голосования в парламенте «отвечал поставленным задачам». Если уж при очевидном провале референдума коллективный Запад говорит о его успехе, то чего можно ждать дальше? Уверенно говорить о том, что Македонию втянут в Североатлантический альянс, позволяет еще свежий пример соседней Черногории. Там на протяжении последних лет шли массовые и жесткие демонстрации населения против вступления страны в НАТО. В Черногории никакого референдума вообще не было. Решение было «проведено» через парламент, послушный бессменному черногорскому лидеру и ставленнику Запада Мило Джукановичу.
Примечательно, что за рубежом не все смотрят на итоги македонского референдума с «широко закрытыми глазами». Так, министр национальной обороны Греции Панос Камменос — противник соглашения между Афинами и Скопье — прямо заявил, что референдум в Македонии провалился. Правда, МИД Греции был более деликатен. Дипломатическое ведомство заявило, что страна уважает итоги референдума в Македонии, но считает их противоречивыми.
Как бы то ни было, ясно одно: США, вцепившись в Македонию, ее уже не отпустят. Даже если вопрос о переименовании страны и вступлении в НАТО и ЕС не удастся продавить через македонский парламент в ближайшем будущем, Вашингтон будет возвращаться к этой теме вновь и вновь. До тех пор, пока Македония не станет «полноправным членом цивилизованной евроатлантической семьи».
А на очереди — Босния и Герцеговина.
Автор — эксперт РИСИ
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции