Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Ипотека уходит в онлайн

Как происходит цифровизация жилищного кредитования в России и в мире
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Цифровизация ипотеки началась еще в конце 1990-х годов. Именно тогда в США и Европе появились первые стартапы, которые начали осваивать инновации в ипотечном кредитовании.

Первые сервисы предлагали сравнительный анализ данных — в онлайн-режиме можно было выбрать самую выгодную процентную ставку или рассчитать ежемесячный платеж. Но со временем ипотека смогла практически полностью перекочевать в интернет. Единственный момент, который пока остался в офлайне, — это сам процесс подписания документов и выбор недвижимости.


Оригинаторы бьют банки за рубежом

Один из самых заметных лидеров в этой сфере — американская компания Quicken Loans, разработчик известного продукта Rocket Mortgage, первого онлайн-сервиса, в котором пользователь, заполнив анкету, может за пару минут получить предварительное подтверждение кредита. Дополнительно компания предоставляет услуги риелторов и офлайн-консультантов по всем связанным вопросам.

Quicken Loans — компания-оригинатор, то есть она не берет на себя функцию посредника, а является первичным кредитором. Но брокерская схема в последнее время становится все более и более популярной: сегодня шесть из восьми лидеров ипотечного кредитования в США не являются банками. В банк теперь можно вообще не ходить: компании-оригинаторы, которые быстрее осваивают новые технологии, готовы предложить клиенту наиболее удобный (хоть и более дорогой, в среднем разница в 0,5–1%) способ оформления ипотеки. И, как показывает практика, клиент готов платить за удобство: за четыре года Quicken Loans выдала ипотечных кредитов на сумму свыше $400 млрд. При этом 98% оборота компании в первом квартале 2018 года прошло через Rocket Mortgage.

Сейчас Quicken Loans идет к тому, чтобы проводить все этапы ипотечного кредитования, в том числе и его закрытие, в онлайн-режиме: в начале 2018 года сервис запустил опцию онлайн-закрытия ипотеки с нотариусом, присутствующим в видеочате.

На первом этапе пользователь выбирает, что его интересует: рефинансирование кредита или покупка недвижимости. Сервис запрашивает домашний адрес, после чего загружает данные из доступных источников и предварительно автоматически заполняет поля анкеты. Информация об активах — банковские и инвестиционные счета — может быть загружена напрямую из 98% финансовых учреждений США. У платформы есть информация о доходах и занятости примерно 60% работающих американцев.

На следующем этапе пользователь может вручную изменить срок, процентную ставку и прочие параметры. В процессе оформления на любой стадии можно связаться с консультантом по ипотеке, просмотреть ответы на час­то задаваемые вопросы или видео-инструкции. После прохождения еще нескольких шагов Rocket Mortgage анализирует шансы на получение или рефинансирование кредита. После того как клиент получает одобрение, он может сразу же зафиксировать кредитную ставку.

Оформление заявки в среднем занимает полчаса. С помощью личного кабинета клиент также получает возможность следить за обработкой запроса и планировать выплаты по кредиту. В среднем такие онлайн-сервисы позволяют клиентам сократить время получения услуги до 8 дней при рефинансировании кредита и до 16 дней при покупке недвижимости.


Агрегаторы и онлайн-маркеты

На зарубежных рынках есть и другие популярные сервисы, которые занимаются подбором ипотеки в онлайне. Это агрегаторы, онлайн-маркеты, по сути, связывающие потребителя с кредитором, помогающие сориентироваться в огромном потоке информации и сделать правильный выбор. Наиболее крупные из них: американские LendingTree, MoneySuperMarket, GoCompare, Uswitch или британский Habito. Последний, кстати, так и рекламирует себя в своей кампании с угрожающим названием Hell or Habito: традиционный процесс оформления ипотеки представляется как адская путаница, долгая и дорогая, в сравнении с легким и солнечным сервисом самого Habito. В большинстве случаев эти платформы генерируют заявки не напрямую, а через офлайн-брокера, который консультирует клиента при подаче заявки на ипотечный кредит.

Следующий этап — поиск и оценка жилья. Здесь также существуют решения, которые минимизируют участие клиента в процессе, но при этом проводят правовую экспертизу и оценку приобретаемого объекта недвижимос­ти в режиме реального времени. Самые известные сервисы — британский Zoopla и HouseCanary в США.


Большие данные на страже платежеспособности

На другой стороне находятся банки, которые тоже активно вооружаются финансовыми технологиями. Здесь на помощь приходят большие данные (big data), которые помогают оценить платежеспособность потенциальных клиентов.

Немецкий сервис Kreditech обрабатывает до 15 тыс. переменных: информацию о браузере клиента, включая IP-адрес и данные о компьютере, с которого происходит заполнение заявки, данные, которые предоставляет сам клиент, сведения Интерпола и бюро кредитных историй. Система анализирует страницы в социальных сетях и даже время, потраченное на заполнение заявки. Перерабатывая все эти данные, система делает вывод о том, стоит ли доверять заемщику.

Сингапурская система LenddoScore пошла еще дальше: она рейтингует пользователя, опираясь исключительно на данные из соцсетей и его поведение в интернете.

В мае 2018 года о своих планах на глобальные инновации заявили Объединенные Арабские Эмираты. К 2020 году в Дубае планируется запуск платформы Real Estate Self Transaction (REST), которая должна обеспечить полное цифровое управление всеми операциями с недвижимостью — покупкой, продажей, ипотекой. Через эту же систему будет возможно сдать свое жилье, оплачивать ЖКХ-услуги, заниматься дистанционным обустройством. Если платформа заработает, то ОАЭ станет первым в мире государством, предлагающим все услуги в сфере недвижимости через отдельный онлайн-хаб.


Россия не отстает

В России тоже активно идет процесс цифровизации ипотеки: так, например, с 1 июля 2018 года в нашей стране введены электронные закладные, которые позволят заметно ускорить оформление ипотечных кредитов в онлайне. Растет роль больших данных, которые используются для разных задач — от оценки кредитоспособности клиента до оценки инвестиционной привлекательности жилых районов на основе геоданных.

В России есть несколько сервисов, позволяющих подать документы на оформление ипотечного кредита онлайн — например, «ДомКлик» от Сбербанка, «Тинькофф Ипотека» и другие.

На платформе «ДомКлик» клиент может в онлайн-режиме выбрать «аккредитованную» квартиру, удаленно подать заявку на ипотечный кредит, который будет одобрен также в режиме онлайн, но подписание самого кредитного договора происходит в офисе. Затем «ДомКлик» регистрирует сделку в электронном режиме. Лично еще раз придется появиться уже в центре ипотечного кредитования — подать документы, после чего клиент получит электронную подпись, а документы ему отправят на e-mail. Но через «ДомКлик» можно получить только ипотеку от Сбербанка.


QUICKEN LOANS по-русски

Самым заметным ипотечным онлайн-сервисом на российском рынке стала платформа «Тинькофф Ипотека», запущенная одноименным банком. Разработчики не скрывают, что вдохновлялись примером западных коллег Quicken Loans, но доработали его: Rocket Mortgage предлагает продукт только от одного партнера, у него нет выбора ставок и условий в отличие от российского аналога.

Работает сервис примерно по брокерской модели так же, как и западные платформы. У него на текущий момент 10 банков-партнеров, которые предлагают разные условия под разные цели. Пользователь онлайн-сервиса заполняет простую форму на сайте и после этого может получить уже через несколько минут предварительно одобренные предложения по кредитам от нескольких банков. После чего система предложит загрузить единый пакет документов, затем остается только получить одобрение по ипотеке. В офис банка прий­ти все-таки придется, но всего один раз, чтобы подписать ипотечный договор.

«Тинькофф Ипотека» также позволяет и подобрать квартиру по параметрам, записаться на просмотр, забронировать ее и, конечно, просчитать условия ипотеки. На конец июня 2018 года в системе было зарегистрировано более 25 тыс. агентов недвижимости и девелоперов. Сервис активно развивается и готовится обогнать своего вдохновителя: на текущий момент число пользователей «Тинькофф Ипотеки» достигло более 500 тыс. Согласно прогнозам, к концу 2018 года через «Тинькофф Ипотеку» будет выдано ипотечных кредитов на сумму 30 млрд руб­лей, что в 3 раза больше, чем в 2017 году.

Читайте также
Прямой эфир