Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Общество
В Кремле назвали важной роль Ельцина в становлении современной России
Мир
WSJ указала на истощение ВСУ после нескольких месяцев непрерывных боев
Общество
Путин заверил, что сил и средств для борьбы с паводками в регионах достаточно
Армия
ВС РФ отбили контратаку ВСУ под Урожайным в ДНР
Мир
Гуцул рассказала о переговорах по сотрудничеству Гагаузии с банками РФ
Мир
ЕК выплатила Украине второй транш бюджетной помощи в размере €1,5 млрд
Общество
Путин указал на малое количество получивших помощь после паводка людей
Политика
Песков подтвердил позицию Москвы по санитарной зоне для защиты от ВСУ
Мир
Британия сообщила об атаке неизвестных на судно у берегов Джибути
Мир
Депутаты Европарламента раскритиковали ЕС за политику двойных стандартов
Мир
В МИД РФ заявили об открытии дипмиссии в Экваториальной Гвинее в ближайшие недели
Общество
Трухановская подала жалобу на увольнение с поста ректора Института им. Пушкина
Мир
Вышедший из берегов Днепр затопил два городских парка в Киеве
Экономика
Минфин попросил суд остановить корпоративные права владельца Альфа-банка с Кипра
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Между валютой и инфляцией

Экономист Антон Табах — о последствиях повышения ставки ФРС США для экономик развивающихся стран
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Решение Федеральной резервной системы США о повышении ставки по операциям на открытом рынке на 25 базисных пунктов до уровня 2–2,25% годовых было ожидаемым. Эта ставка — главный индикатор американской денежно-кредитной политики, и в отличие от нашей ключевой ставки, ФРС действительно поддерживает ее на рынке краткосрочных облигаций. Решение не вызвало бурной реакции — американские акции, нефть и валюты развивающихся рынков дорожали, а не дешевели. Глава ФРС выглядел увереннее, чем в прошлые разы, более того, он показал, что американский регулятор независим от президента, проигнорировав его критические комментарии о нежелательности повышения ставок.

Наиболее интересными были заявление ФРС и ожидания по динамике ставок от членов комитета по открытым рынкам по итогам заседания. ФРС предполагает еще одно повышение в декабре 2018 года, три в 2019-м и одно в 2020 году на фоне бурного роста американской экономики (4,2% год к году) при крайне низкой безработице — 3,9% и инфляции около целевого уровня в 2% в год. Снижение налогов, рост расходов на инфраструктуру и укрепление вооруженных сил, а также увеличение кредитования стали «стероидами» американской экономики. Более того, в отличие от некоторых крупнейших банков ФРС низко оценивает вероятность экономического кризиса в ближайшие три года. В таких условиях стимулирование экономики низкими ставками выглядит излишним, в том числе поэтому впервые более чем за 10 лет из заявлений ФРС исчезло упоминание о стимулирующей политике.

Для развивающихся рынков, валюты которых в последний год испытывали сильное давление, повышение ставок в США — неприятное, но предсказуемое событие. Бурный рост в Америке, устойчивый в Японии и Евросоюзе и стимулирующие меры в Китае поддерживают цены на сырьевые товары, что хорошо для многих из этих стран и смягчают негатив, идущий из Вашингтона. С середины сентября обстановка на мировых рынках несколько успокоилась — за исключением Аргентины. Но политические риски остаются высокими, особенно в Бразилии, где в октябре пройдут выборы с непредсказуемыми результатами. С учетом продолжающегося ужесточения американской денежно-кредитной политики, центральным банкам стран за пределами условного «первого мира» приходится выбирать между слабыми валютами и более высокой инфляцией или же существенно повышать процентные ставки, увеличивая привлекательность вложений на своих рынках. Хуже всего приходится странам с несбалансированным бюджетом и сильной зависимостью от импорта.

Россия находится в достаточно выгодном положении: созданы хорошие резервы, финансовая политика близка к идеальной, необходимости занимать нет ни на внутреннем, ни на международном рынках. Высокие мировые цены на нефть и металлы обеспечивают дополнительный запас прочности. Санкционное давление влияет на валюту, но из-за высокой готовности к рискам они переживаются экономикой значительно легче. Ослабление рубля оказалось выгодно федеральному бюджету и большинству экспортеров, а инфляция, хоть и растет, но низка по историческим меркам.

Основной вопрос ближайшего месяца — насколько далеко Банк России зайдет в своей борьбе с инфляцией. Повышение ставки ФРС на фоне усиления инфляции уже анонсировано, но ускорение этого процесса может стимулировать рост ставок и в России, ударяя по кредитам бизнесу и ипотеке, но повышая привлекательность государственных облигаций и для внутренних, и для зарубежных инвесторов. В случае если ЦБ решит пойти на опережение в закручивании гаек, слабый рост экономики может обернуться стагнацией, но зато инфляция снизится до целевого уровня.

Автор — управляющий директор по макроэкономическому анализу и прогнозированию «Эксперт РА»

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Прямой эфир