Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Антииранская резолюция МАГАТЭ была поддержана США, Британией, ФРГ и Францией
Мир
CNN узнал о получении китайскими хакерами доступа к перепискам политиков США
Общество
Синоптики спрогнозировали гололедицу и до 0 градусов в Москве 24 ноября
Мир
В Германии 16 человек пострадали при пожаре в центре временного размещения
Мир
Захарова высмеяла заявление Подоляка о якобы несуществующей ракете «Орешник»
Происшествия
В Ростове школьник оказался в реанимации после удара током на крыше поезда
Мир
Трамп выдвинул кандидатуру Брук Роллинс на пост министра сельского хозяйства
Спорт
Российская команда выиграла международный турнир «Битва роботов»
Происшествия
Губернатор Курской области сообщил об уничтожении двух ракет и 27 БПЛА ВСУ
Армия
Женщины-медики группировки войск «Запад» рассказали о работе в зоне СВО
Армия
Медведев назвал танк Т-90М самым лучшим в мире
Спорт
«Тоттенхэм» разгромил «Манчестер Сити» в матче чемпионата Англии
Мир
Медведев заявил о самостоятельном производстве Россией большинства вооружений
Мир
Застрявшему между скалами в Австралии туристу ампутировали ногу
Культура
Группа «Пикник» выступила с концертом «Один на один» в Москве
Мир
Глава минобороны ФРГ указал на увеличение масштаба украинского конфликта
Общество
Путин подписал закон об увеличении периода выплаты накопительной пенсии
Армия
Минобороны РФ сообщило о подвигах российских военных в зоне спецоперации

Верховный суд против охоты на ведьм

Адвокат Анатолий Кучерена — о перепостах в соцсетях, лавине уголовных дел и волне доносительства
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Сравнительно недавно мне довелось изучать историю охоты на ведьм в Западной Европе, перекинувшейся на своем заключительном этапе в Северную Америку. Двое монахов-доминиканцев, одержимых мрачными видениями сексуального характера, при поддержке папы римского разожгли психическую эпидемию, которая обошлась человечеству в десятки тысяч жизней и миллионы изломанных судеб.

Как ни поразительно, нечто подобное, хотя и в многократно меньших масштабах, происходит у нас сегодня. Речь идет о нарастающей лавине уголовных дел, возбуждаемых по фактам размещения в соцсетях тех или иных текстов, картинок, мемов, лайков, перепостов и тому подобного. Поднимающаяся волна доносительства до боли напоминает всю ту же охоту на ведьм.

Такого не было даже в прошлом веке. Тогда человека, распространявшего, скажем, антисоветскую литературу, не волокли сразу в следственный изолятор. Для начала его вызывали на профилактическую беседу, где ему обстоятельно разъясняли неправомерность его действий и предупреждали о недопустимости их в дальнейшем.

Могут сказать: закон есть закон и его нужно исполнять. Действительно, в Уголовном кодексе РФ существует статья 282 и другие статьи, предусматривающие уголовную ответственность за различные действия экстремистского характера, а также за оскорбление чувств верующих. Не ошибусь, однако, если скажу, что закон подобен скальпелю: в руках хирурга это инструмент спасения человеческой жизни, в руках преступника — орудие убийства. Правильное, адекватное применение закона — это не только наука, но и искусство, требующее от человека серьезной профессиональной подготовки, обширных знаний и глубокой культуры. А этого-то нашим правоохранителям порой не хватает.

К счастью, как это уже бывало в последнее время, в ситуацию вмешался Верховный суд. В своем постановлении от 20 сентября 2018 года он отметил несколько принципиальных моментов. Прежде всего, действия лица, разместившего в интернете информацию экстремистского характера, могут быть квалифицированы по статье 282 УК РФ только в тех случаях, когда установлено, что лицо, разместившее такой материал, сознательно стремилось нарушить основы конституционного строя и имело цель возбудить ненависть, унизить достоинство человека или группы лиц.

Верховный суд также обратил внимание судов на то, что в каждом конкретном случае важно исходить из степени общественной опасности совершенного и учитывать положения статьи 14 УК РФ о малозначительности деяния.

Это, на мой взгляд, исключительно важное положение. В подавляющем большинстве уголовных дел, возбужденных по фактам размещения тех или иных материалов в соцсетях, решительно невозможно даже предположить, в чем заключается общественная опасность совершенных действий. Неужели кто-то полагает, что наши граждане настолько поддаются любому внушению, что, увидев какой-то мем или карикатуру или прочитав какую-нибудь статью, немедленно бросятся нарушать закон?

Также непонятно, почему перепост того или иного материала приравнивается к солидаризации с его содержанием. Отчего нельзя предположить, что человек отправляет друзьям некий заинтересовавший его текст с тем, чтобы обсудить его содержание и узнать их мнение?

Особо следует иметь в виду, что молодые люди, которых чаще всего привлекают по «экстремистским» статьям, по самому своему складу характера особо восприимчивы ко всему яркому, нетривиальному, радикальному. Недаром же говорится: «Кто не был в юности революционером — тот подлец, кто остался им в старости — тот дурак». Молодой человек нередко мечтает «весь мир насилия разрушить до основанья, а затем…» А затем следует учеба, работа и заурядная карьера какого-нибудь столоначальника.

Хотелось бы надеяться, что под влиянием постановления Верховного суда нынешняя кампания по борьбе с несуществующим экстремизмом тихо угаснет и не развернется в новую психическую эпидемию, а все невинно пострадавшие будут освобождены и реабилитированы. И, разумеется, структуры гражданского общества должны занять непримиримую позицию по отношению к подобным явлениям.

Автор — заслуженный юрист Российской Федерации, адвокат, доктор юридических наук, профессор

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Читайте также
Прямой эфир