Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Трудно быть Германом

К 80-летию со дня рождения режиссера в повторный прокат выходят его лучшие фильмы
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В честь 80-летия со дня рождения режиссера Алексея Германа-старшего в Москве и других крупных городах страны выходят в повторный прокат три его классические картины — «Проверка на дорогах», «20 дней без войны» и «Мой друг Иван Лапшин».

Кроме того, на большом экране можно будет посмотреть документальную ленту «Мастерская» Сергея Карандашова о студии первых и экспериментальных фильмов («ПиЭФ»), которую Герман основал в 1988 году и возглавлял вплоть до своей смерти в 2013-м. Здесь путевку в профессию получили Алексей Балабанов, Сергей Овчаров, Максим Пежемский и многие другие режиссеры.

Фильмы Германа обязательно нужно смотреть на большом экране, отметил в разговоре с «Известиями» режиссер Павел Лунгин.

— Герман — один из моих самых любимых режиссеров и, наверное, больше всех на меня повлиял. Хотя его влияние на наше кино в целом можно назвать определяющим, — рассказал он. — Он настоящий изобретатель киноязыка, и в этом его можно сравнить с Андреем Тарковским, с которым они были так непохожи во всем остальном. Герман запечатлевал саму историю, передавал правду о людях и времени, отказавшись от глянцевого изображения действительности и декламирующего актерства. В его фильмах всегда была правда жизни, которая превращалась в настоящее искусство. Она завораживала и открывала тайны человеческой жизни и тайны твоей собственной души.

«Проверка на дорогах» — первая самостоятельная работа Германа. Снятая в 1971 году, до зрителя она дошла только спустя полтора десятилетия. Неудовольствие киноначальников вызвала не только сама история — коллаборационист (Владимир Заманский) присоединяется к отряду партизан, чтобы искупить предательство, — но и «негероическое» изображение войны. Ролан Быков в роли полевого командира также не соответствовал стереотипному образу советского бойца. После выхода в прокат в 1985 году фильм, тем не менее, ждал зрительский успех, а его создатели удостоились Госпремии.

Далека от привычных штампов была и другая военная драма Германа, промаявшаяся на полке полтора года, — «Двадцать дней без войны» (1976) по одноименной повести Константина Симонова о фронтовом корреспонденте, который на три недели покидает передовую, чтобы многое для себя понять и встретить в поезде нежданную любовь. На главную роль с большим трудом здесь удалось утвердить Юрия Никулина, известного ранее только по комедийным ролям. Нетипичную для своего амплуа героиню сыграла Людмила Гурченко.

«Мой друг Иван Лапшин» (1984), по общему мнению критиков, едва ли не лучший фильм режиссера, где впервые получил яркое воплощение его авторский стиль. Вполне жанровая история (провинциальный детектив о поиске особо опасной банды) рассказана как поток воспоминаний очевидца, пережившего описанные события в возрасте девяти лет. Благодаря такой оптике сюжет неумолимо тонет в ненужных вроде бы деталях, сценах и разговорах, которые в то же время дают очень точное и даже тактильное ощущение периода накануне большого террора 1937 года. Одну из последних и лучших своих ролей здесь сыграл Андрей Миронов.

Показы пройдут с 20 сентября в Москве, Санкт-Петербурге, Омске и Казани. С 9 ноября к ним присоединится и Новосибирск. В некоторых городах, в том числе в столице, прокат картин поддержат ретроспективные показы других фильмов режиссера. В их числе будет дебютный «Седьмой спутник», снятый в соавторстве с Григорием Ароновым, и последняя работа — «Трудно быть богом» по роману братьев Стругацких.

 

Читайте также
Прямой эфир