Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
МВД России предупредило пенсионеров о возможном мошенничестве перед 9 Мая
Общество
Собянин сообщил о начале работы сезонных ярмарок выходного дня
Общество
Шойгу предупредил о последствиях ударов ВСУ по Запорожской АЭС
Мир
МИД назвал слова Пелоси о протестующих в США уничижительным отношением к демократии
Общество
Шойгу указал на ведущие на Украину следы террористического акта в «Крокусе»
Мир
Совбез Белоруссии заявил о максимальной концентрации войск у границ страны
Общество
Медведев заявил о ведении РФ решительной борьбы с нацизмом
Общество
Суд взыскал с Киркорова 6 тыс. рублей за неуплату предыдущего штрафа
Политика
Военный эксперт указал на желание США снять с себя ответственность за провал ВСУ
Мир
Шойгу сообщил об ожидании ШОС скорого присоединения к ней Белоруссии
Общество
В ГД внесли проект о возможности продления майских праздников по решению жителей
Общество
Синоптик рассказал, когда африканская пыль уйдет из Крыма и Белгорода
Общество
Правительство расширило возможности фонда «Защитники Отечества»
Общество
Матвиенко увидела предпосылки для «демографической весны» в России
Мир
Во Франции рассказали о вербовке иностранцев в посольствах Украины
Общество
В России утвердят пятилетнюю программу развития дорог в новых регионах до мая

Глобальный Дейнека: в Москве открылась выставка соцреалиста № 1

Экспозиция графики советского классика отражает масштаб противоречивой эпохи
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Агарышев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Музей архитектуры имени Щусева представил масштабную экспозицию графики Александра Дейнеки. В шести залах особняка на Воздвиженке разместились зарисовки, эскизы, а также несколько картин и скульптур советского монументалиста, призванные продемонстрировать как раз не монументальную, а более личную, камерную сторону его искусства.

Дейнека сегодня считается соцреалистом № 1. Его живопись бьет рекорды на аукционах (достаточно вспомнить прошлогоднюю продажу полотна «Герои первой пятилетки» за £2,8 млн); его изображения плотнотелых комсомолок и могучих строителей коммунизма оказываются в центре внимания на выставках. И дело отнюдь не только в ностальгии общества по «прекрасному далеку». Просто Дейнека смог передать дух времени, оставаясь самим собой, а не натужно подстраиваясь под вкусы власть имущих.

Если реализм многих его современников — результат стилевых ограничений, то у Дейнеки это, напротив, следствие свободы и внутренней гармонии с эпохой, понимание и способность показать ее героев, готовность искренне воспеть новую красоту. В графике это чувствуется ничуть не меньше, чем в станковой живописи. Рисует ли художник карикатуры для журнала «Безбожник» или эскизы для оформления станций метро, изображает ли крестьянок или столичных модниц — везде его штрих решителен, композиция — динамична, а эмоция — непосредственна.

Экспозиция выстроена по хронологическому принципу. Особенно умиляют два совсем детских рисуночка, по которым, конечно, вряд ли кто-то смог бы предсказать большое будущее их автора. Но уже в подростковых набросках Дейнеки видна крепкая выучка и та черта, которая будет отличать его и в будущем — способность ухватить и отразить главное, лаконизм и цельность образа, столь созвучные эпохе прямолинейных лозунгов и решительных действий.

Правда, здесь же притягивает взор акварель «Танцовщица с покрывалом» (1918), пестро-изысканное платье и воздушная шаль которой навевают ассоциации чуть ли не с Бакстом. Но сиюминутное отклонение от «генеральной линии» не должно смущать — скорее, напоминать о том, что красота прекрасного пола всегда вдохновляла Дейнеку и была одной из главных тем его творчества. Вот и в этой экспозиции хватает эффектных женских образов, во главе со знаменитой третьяковской «Купальщицей» (1951).

Огромное — почти два на три метра — полотно демонстрирует не просто женщину, но — символ новой эпохи. Светловолосая круглолицая девица предстает перед зрителем во всем великолепии своего «наряда Евы». Но в ее фигуре читается не утонченность и нега, а природная атлетическая мощь. Такая красавица и коня на скаку остановит, и коммунизм построит. Коровы с бабушкой-погонщицей на заднем плане только подчеркивают народность центрального персонажа.

Рядом с «Купальщицей» на мольберте выставлен карандашный эскиз к картине. И вот что интересно: фигура здесь еще монументальнее. В итоговом же изображении Дейнека сделал образ чуть мягче, добавил лиризма и естественности. Социализм с человеческим лицом (и телом).

Подобных сюрпризов, заставляющих глубже понять творческий мир Дейнеки, увидеть его поиски, на выставке хватает. Чего стоит хотя бы серия эскизов к оформлению станции метро Павелецкая. На одном из них, представляющем общий интерьер, мастер тщательно выписывает отражения в мраморном полу — и работа явно утилитарного назначения приобретает художественную выразительность; на другом, увы, нереализованном — изображает сцену стройки, но в ракурсе снизу. Учитывая, что роспись предполагалось разместить на потолке, это было бы действительно эффектным решением, напоминающим о фресках под куполами храмов.

Название выставки — «Контуры глобальной эпохи» — может показаться пафосным. Но на самом деле контуры искусства Дейнеки оказались даже шире своего времени и пережили страну, которой на карте уже нет. Тем и оно ценно сегодня.

 

Прямой эфир