Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Стычки с полицией начались на акции фермеров и экоактивистов в Ла-Рошели
Армия
ВС РФ уничтожили две пусковые установки и радиолокационную станцию ЗРК Patriot
Общество
«Известия» показали последствия обстрела ВСУ Шебекино в Белгородской области
Мир
Депутат Госдумы указал на неготовность Франции к проведению Олимпиады
Общество
Жителей Сочи предупредили о формировании смерчей над Черным морем
Происшествия
На Курилах вулкан Эбеко выбросил пепел на высоту 2,5 км
Мир
Во Франции спрогнозировали реакцию украинцев на начало Трампом мирных переговоров
Мир
Неизвестный открыл стрельбу по прохожим в Харькове
Мир
Первый блок АЭС в Румынии отключился из-за технической проблемы
Политика
Путин поздравил Лукашенко с 30-летием пребывания на посту президента Белоруссии
Общество
Экс-замминистра обороны Иванов просил выпустить его из СИЗО
Армия
Над Белгородской областью уничтожили три украинских БПЛА
Мир
В Армении мужчина устроил стрельбу в отделении полиции
Мир
В Германии предрекли эскалацию конфликта на Украине из-за резолюции ЕП
Мир
СМИ сообщили о тревожном сигнале для Украины из-за сокращения помощи ФРГ
Мир
Вэнс призвал Байдена немедленно уйти в отставку
Мир
Reuters сообщило о неспособности США увеличить производство ракет Patriot в Японии
Происшествия
В Бурятии трое мужчин утонули в карьере

Человеческая эпопея

Постановкой «Войны и мира» МАМТ отметил юбилей театра и Льва Толстого
0
Фото: Сергей Родионов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Московский музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко (МАМТ) открыл 100-й сезон оперой «Война и мир» Сергея Прокофьева. Постановка режиссера Александра Тителя (художник-постановщик — Владимир Арефьев, дирижер-постановщик — Феликс Коробов) рекомендуется ценителям масштабных художественных решений и поклонникам театра-дома: все сольные партии в спектакле поют артисты МАМТа.

В театре шутят, что по «великости» опера сравнима с Бородинским сражением, одним из самых крупных в XIX столетии. Цифры действительно впечатляют. В постановке задействованы 50 солистов, 140 хористов (кроме хора театра участвует Государственная капелла Москвы имени Вадима Судакова), 20 артистов миманса, 300 статистов. В общей сложности более 500 человек, для которых было сшито соответствующее количество костюмов.

Наиболее отчетливо размах замысла проявился в военных сценах. Поднявшийся во втором акте занавес обнаруживает грандиозную картину народного единения. В обрамлении серого планшета сцены представлена красочная, но не пестрая картина: солдаты, офицеры, генералы, крестьяне, мещане, дворяне... Костюмное разнообразие (художник Ольга Поликарпова) дополняют ружья, ранцы, кивера, пушки, оглобли и прочие военно-полевые атрибуты. Персонажи, поющие свои ариозо и реплики, появляются из гущи народной и, отпев, в ней же растворяются. Смотреть это великолепие, равно как и картину пожара (горящая Москва озаряет языками пламени мрачного Наполеона, инспектирующего свое растерянное войско), лучше с балкона — сверху сполна ощущается эффект, сравнимый с созерцанием лучших исторических панорам.

С масштабом «войны» контрастирует камерность «мира». Тот же строгий планшет окаймляет почти минималистские интерьеры. Единственный признак роскоши — хрустальные люстры, спущенные до пола. Похоже, что персонажам, охваченным своими переживаниями, не до бытовых помех. В то же время сугубо личная реакция на происходящее — примета как «мира», так и «войны». Оперное полотно, на первый взгляд кажущееся эпическим, насквозь пронизано драматизмом индивидуальных чувств высокого накала. 50 солистов — 50 ярких характеров, при том что многие из них воплощены несколькими фразами.

Отмечу режиссера и певцов, детально раскрывших их потенциал, хотя хвалить за мастерство вроде бы неловко — в эпизодических партиях блистают народные и заслуженные артисты. 

Леонид Зимненко точными штрихами ваяет образ взбалмошного старика Болконского, Андрей Батуркин — темпераментного подполковника Денисова, Ольга Гурякова — всезнающей фрейлины Перонской, Владимир Свистов — преданного лакея Гаврилы и пылкого француза Бельяра, Евгений Поликанин — строптивого генерала Барклая-де-Толли и дипломатичного доктора Метивье. Великолепен монументальный Кутузов (Дмитрий Ульянов) в своей программной арии о Москве. К бесспорным удачам можно отнести старуху Ахросимову, сыгранную Натальей Владимирской неожиданно молодой и привлекательной, циника Долохова в исполнении Романа Улыбина, светского мерзавца Анатоля Курагина, поданного Владимиром Дмитруком в интересном сочетании обаяния и гротеска.

Дмитрий Зуев (князь Андрей) впечатляет породистостью облика и неким байронизмом. Наталья Петрожицкая (Наташа Ростова) — внешней хрупкостью и звонким девичьим сопрано. А первенствует в трио главных героев отличный тенор и тонкий актер Николай Ерохин (Пьер Безухов), внешне очень похожий на героя Сергея Бондарчука в знаменитом фильме.

Впрочем, удивляться ответственности и тщательности, с которыми команда станиславцев подошла к этой постановке, не приходится. «Война и мир» в истории МАМТа — знаковый спектакль. Опера Прокофьева в полном, военном и мирном виде впервые была поставлена 61 год назад именно на этой сцене. В 2012 году театр вернулся к сложному сочинению, приурочив премьеру к юбилею Отечественной войны 1812 года. Нынешнее возобновление посвящено 100-летию театра и 190-летию со дня рождения Льва Толстого. Для последующих реинкарнаций поводы тоже наверняка найдутся, но хотелось бы обойтись без них. «Война и мир» может присутствовать в репертуаре вне зависимости от юбилейных привязок — на правах выдающегося спектакля. Усилий для этого требуется много, но результат того стоит.

 

Прямой эфир