Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Корабль «Союз МС-27» с тремя космонавтами приземлился в Казахстане
Мир
The Times сообщила о плане ЕС огласить решение по активам РФ
Происшествия
В Новосибирске эвакуированы 670 человек из-за пожара в колледже
Общество
Эксперт рассказала о возвращении покупателей на рынок де-люкс-недвижимости
Армия
Силы ПВО сбили 121 украинский БПЛА над регионами РФ за ночь
Общество
Мурашко назвал сроки поступления вакцины от меланомы для первых пациентов
Армия
Герасимов назвал взятие Красноармейска важнейшим этапом освобождения Донбасса
Мир
В Китае оценили поддержку России на фоне напряженности в отношениях КНР и Японии
Общество
ФСБ задержала фигурантов незаконного оборота драгметаллов в Магаданской области
Мир
Литва объявила чрезвычайное положение из-за воздушных шаров из Белоруссии
Общество
В аэропорту Нальчика ввели временные ограничения на полеты
Наука и техника
Нейроинтерфейс для контроля человека в VR-среде создали в России
Общество
Суд в Новосибирске назначил Илье Пономареву 12 лет за оправдание терроризма
Общество
Гуцан заявил о возбуждении 350 дел о коррупции в ключевых сферах государства
Общество
Долина считала себя участницей спецоперации в момент продажи квартиры
Мир
Итальянский певец Сандро Джакоббе умер на 76-м году жизни
Общество
Число пострадавших при атаке БПЛА на Чебоксары выросло до девяти

Поверить геометрией гармонию

«Анатомия кубизма» в Пушкинском музее рассказывает о процессе формирования нового стиля
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

ГМИИ им. А.С. Пушкина представил «Анатомию кубизма». Камерная экспозиция, разместившаяся в одном зале, преследует глобальную цель: показать, как зарождается замысел художника и — шире — стиль в искусстве. Эскизы Пабло Пикассо к картине «Авиньонские девицы» наглядно отражают поиск новых форм, а скульптуры и маски из Африки и Древнего мира напоминают, что и у модернизма есть глубокие корни.

Картина 1907 года «Авиньонские девицы» (авторское название — «Философский бордель») — рубежное произведение в творчестве Пикассо и одно из ключевых в истории искусства XX века. Оно ознаменовало рождение кубизма. И хотя в те же годы испанским гением были созданы еще несколько работ, стилистически родственных «Девицам» (так, в экспозиции ГМИИ представлены две гуаши 1907–1908 годов), именно это провокационное полотно получило максимальную известность и стало своего рода эстетическим манифестом.

Судьба «Девиц» оказалась непростой. Коллеги — Матисс, Дерен и другие — сочли полотно неудачей, крупнейшие коллекционеры, включая Сергея Щукина, не заинтересовались. Художнику удалось продать холст только много лет спустя, причем относительно недорого. В итоге работа попала в США, где и нашла свое последнее пристанище — в Нью-Йоркском музее современного искусства (MoMA).

Зато за океаном «Девиц» оценили сполна: сразу после приобретения в 1937 году картина вошла в постоянную экспозицию MoMA и никогда ее не покидала. По этой причине на выставке в Москве ее нет и быть не могло, даже если бы музейный обмен между двумя странами не был прерван. Впрочем, российским ценителям искусства эта хрестоматийная работа знакома по множеству репродукций, а вот эскизы к ней видел мало кто. «Анатомия кубизма» предлагает восполнить пробел.

В общей сложности художник создал более 800 эскизов к «Девицам». Представленная Домом-музеем Пикассо в Малаге тетрадь содержит около 60 из них и относится к маю-июню 1907 года. Здесь не только рисунки обнаженной натуры, в большей или меньшей степени перекликающиеся с пятью фигурами на полотне МоМА, но и наброски птиц, лиц, рук, натюрмортов, на первый взгляд не имеющие отношения к финальной композиции. Их все, однако, объединяет одно: стремление художника нащупать геометрические первоосновы форм, дойти до границ условности, сохранив при этом узнаваемость объекта.

В этом поиске художник опирался не только на собственное чутье, но и на шедевры прошлого. Символично, что первая картина, которую видит зритель, войдя в зал, принадлежит кисти вовсе не Пикассо, а Сезанна: это «Купание» из собрания ГМИИ. Французский живописец, предтеча кубизма, написал несколько десятков вариантов композиции с обнаженными фигурами, и как минимум один из них Пикассо видел.

Другим источником вдохновения для автора «Авиньонских девиц» стало искусство африканских стран, условность форм которого оказалась столь созвучна экспериментам модернистов. И этот мотив тоже отражен в экспозиции: над деревянными витринами возвышаются деревянные же «Фигуры первопредков» народности сенуфо (Кот-д’Ивуар или Мали) и копия бронзовой африканской маски. Не заметить их сходство с рисунками Пикассо невозможно.

Представлено и искусство античности: рельефы из Древнего Египта периода римского владычества, глиняная амфора из Ионии, статуэтка обнаженной женщины из Финикии... Внимательные зрители могут заметить, что, например, идею изображения фигуры одновременно в профиль и анфас Пикассо позаимствовал у египтян, а акцентированный геометризм линий человеческого тела — у греков.

«Анатомия кубизма» — из числа так называемых кураторских выставок, где интересны не столько сами экспонаты, сколько концепция исследователей. Вот и в данном случае на первом плане — оригинальная идея куратора Сурии Садековой: предъявить зрителю тот труд (во многом черновой), что стоял за «кубистической» эволюцией Пикассо, обернувшейся революцией. Для широкой публики эскизы интересны именно как свидетельства «застывшего процесса», редкая возможность заглянуть в сознание гения, а заодно и напоминание о том, что любое важное художественное явление вырастает не на пустом месте.

 

Читайте также
Прямой эфир