Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Блинкен заявил об отсутствии данных о военных поставках Китая России
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Культура
Главный приз «Золотой святой Георгий» ММКФ получил фильм «Стыд» Мексики и Катара
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Спорт
Международная федерация баскетбола продлила отстранение россиян до декабря 2024-го
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Общество
В Ростовской области задержан избивавший граждан 17-летний подросток
Спорт
FIG удалила из правил пять названных в честь российских гимнасток элементов
Спорт
Тетерин победил Манжуева в бою турнира «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Культура
Лучшим российским фильмом ММКФ стала картина «Лгунья» режиссера Трофимовой
Мир
На Тайване произошло землетрясение магнитудой 6,1
Мир
Минимум 10 человек погибли в результате пожара в гостинице в Бразилии
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

В поисках идеи

Режиссер Карен Шахназаров — о секрете успеха советского кино
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Сегодня мы отмечаем День российского кино. И хотя он всегда был довольно формальным, важно, что есть дата календаря, когда про этот вид искусства вспоминают на официальном государственном уровне. Традиционно 27 августа проводится много тематических мероприятий, и это прекрасно, поскольку любые активности подобного рода привлекают внимание к индустрии. И, конечно, к нашему кинонаследию, которое остается очень востребованным по сей день.

Я каждый день подписываю разрешения — все просят показать ленты «Мосфильма». И мы охотно идем навстречу. Ведь это значит, что у современной публики, даже у молодежи, сохраняется интерес к золотому фонду отечественного кинематографа. Надо признать: в советских фильмах есть нечто такое, что всё время возвращает к ним публику. Но что это?

Дело в том, что в советском кино была прежде всего идея. Речь не об идейности каждого конкретного фильма. Скорее я имею в виду идейность как общее качество всего кинематографа СССР. Ведь искусство — это отражение внутреннего состояния общества, в котором и для которого оно производится. В том мире, где есть большая идея, четкое понимание того, ради чего это общество живет, какие оно ценности исповедует, рождается и кино соответствующее. Даже фильмы легких жанров тогда насыщаются особым смыслом. Взять хотя бы комедии Леонида Гайдая — в них ведь тоже есть эта советская идея. И люди к ней тянутся.

Что это за идея? Можно ее сформулировать как «строительство нового мира». Эта сверхзадача объединяла общество. Сегодня же мы лишены скрепляющей цели, что сказывается и на кино. В большинстве современных фильмов никакой идеи нет. И зритель это чувствует, может, даже не отдавая себе отчет. Обратите внимание: большинство недавних картин, считающихся успешными, так или иначе связаны с советским периодом. Кассу собирают ленты о советском спорте, о Великой Отечественной войне. То есть кинематографисты пытаются вернуть эту идейность в кино за счет обращения к прошлому.

Порой получается удачно. Правда, почти во всех картинах про времена СССР появились определенные штампы, кочующие из одного сценария в другой. Всем обязательно надо пнуть советскую действительность. Авторы непременно напоминают, что джинсов не было или чего-то не хватало на прилавках магазинов. Как правило, среди персонажей есть партийный руководитель или функционер — полный идиот или последний негодяй, который всё портит назло своим же и на радость врагам. Согласитесь, выглядит это довольно смешно и даже нелепо.

В советское время среди партийных деятелей было немало умнейших людей, сделавших много полезного для страны. Были, конечно, и те, кто действительно заслуживал критики. Но сейчас это превратилось в некий стереотип, который затронул даже фильмы о войне. В них политрук или комиссар обязательно строчит доносы, хотя на самом деле во время войны большая часть политруков и комиссаров гибла, поднимая роты в атаку.

Правда, в советском кино штампов тоже хватало. Но хочется верить, что молодые режиссеры смогут предложить свежий взгляд, привнести что-то свое. И это будут не новые штампы, а как раз идея. У кого-то это получится, у кого-то нет. И советами делу не поможешь — всё зависит от таланта. Настоящему художнику вообще сложно советовать, потому что у него индивидуальный, свой путь. Однако в День советского кино, который потом стал Днем российского кино, все-таки стоит вспомнить то лучшее, что у нас было, и понадеяться, что мы сможем извлечь из этого уроки для будущего.

Автор — режиссер, генеральный директор киностудии «Мосфильм», народный артист России

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Прямой эфир