Крейсер «Аврора» летом 2018 года включили во Всемирный список объектов особой туристической привлекательности. Портал iz.ru вспомнил историю знаменитого корабля, который теперь находится на вечной стоянке в Петербурге
На весь экран
Фото: commons.wikimedia.org
«Аврора» после спуска на воду в 1900 году — на церемонии, которая проходила на Адмиралтейских верфях в Петербурге, присутствовал и император Николай II. Достроят и введут в эксплуатацию корабль лишь спустя три года — в 1903-м
На весь экран
Фото: commons.wikimedia.org
Вскоре после спуска на воду, в 1905 году, «Аврора» в составе Тихоокеанской эскадры приняла участие в Цусимском сражении. Во время боя повреждения получил не только сам корабль, но и кормовой Андреевский флаг — его шесть раз сбивали осколки снарядов, но каждый раз команда поднимала флаг вновь. На фото — кормовой флаг вечером после сражения
На весь экран
Фото: commons.wikimedia.org
После боя «Аврора» вынуждена была направиться в Манилу на ремонт — поскольку власти потребовали от военных кораблей покинуть порт, пригрозив иначе задержать и судно, и команду, Николай II разрешил экипажам отказаться от дальнейшего участия в боевых действиях. Так для «Авроры» закончилась Русско-японская война
На весь экран
Фото: commons.wikimedia.org
Пробоины на борту крейсера после Цусимского сражения
На весь экран
Фото: commons.wikimedia.org
После ремонта «Аврора» успела еще принять участие в Первой мировой войне, и в 1917 году вернулась в Петроград. В октябре 1917-го, после штурма Зимнего, ей приписывали обстрел дворца, однако сами моряки заявили, что дали лишь один холостой залп в качестве сигнала для остальных судов в акватории Невы
На весь экран
Фото: commons.wikimedia.org
Долгое время после этого крейсер оставался учебным кораблем Балтфлота. В 1941 году, когда немцы подошли к Ленинграду, орудия с «Авроры» сняли и использовали в качестве сухопутных для защиты города. На фото: огневая точка «Авроры» в сентябре 1941 года
На весь экран
Фото: ТАСС/Турин С.
После войны корабль несколько раз попадал в объективы камер. Вот, к примеру, съемки кинофильма «Залп «Авроры» в ноябре 1964 года
На весь экран
Фото: РИА Новости/Борис Кауфман
Фактически музеем «Аврора» стала в конце 1940-х — тогда же корабль отвели на место окончательной стоянки. Затем музей постепенно расширили, а в 1980-х еще и провели ремонт судна, которое пришло в аварийное состояние
На весь экран
Фото: РИА Новости/Валентин Барановский
Старший матрос крейсера «Аврора» с кубинскими туристами, 1976 год
На весь экран
Фото: РИА Новости/Игорь Руссак
Вновь крейсер ремонтировали уже в 2014 году — тогда работы заняли около двух лет, на место своей стоянки он вернулся в 2016-м
На весь экран
Фото: ТАСС/Интерпресс/Сергей Бертов
Во время ремонта на корабле восстановили дореволюционный облик части помещений, а также восстановили тиковую палубу, но при этом советские символы на крейсере демонтировать не стали
На весь экран
Фото: ТАСС/Интерпресс/Игорь Евдокимов
Крейсер «Аврора» у Петроградской набережной в ноябре 2017-го, во время Фестиваля света, посвященного 100-летию революции 1917 года