Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
МВД России предупредило пенсионеров о возможном мошенничестве перед 9 Мая
Мир
МИД Китая отреагировал на обвинения в шпионаже со стороны Германии
Общество
Шойгу предупредил о последствиях ударов ВСУ по Запорожской АЭС
Мир
МИД назвал слова Пелоси о протестующих в США уничижительным отношением к демократии
Армия
ВС РФ ударили по украинскому эшелону в районе Удачного в ДНР
Политика
Уровень доверия россиян Путину составил почти 80%
Интернет и технологии
В «Единой России» сообщили о масштабных кибератаках на свои ресурсы
Экономика
В ФАС призвали скорректировать ценообразование на авиабилеты
Политика
Военный эксперт указал на желание США снять с себя ответственность за провал ВСУ
Мир
Шойгу сообщил об ожидании ШОС скорого присоединения к ней Белоруссии
Общество
В ГД внесли проект о возможности продления майских праздников по решению жителей
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Общество
Сторона защиты попросила отменить экс-замминистра обороны Иванову арест
Общество
Матвиенко увидела предпосылки для «демографической весны» в России
Экономика
Аналитик указал на заинтересованность ЕС в больших объемах СПГ из РФ
Общество
В России утвердят пятилетнюю программу развития дорог в новых регионах до мая

Кино с видом на океан

Российские картины получили призы на кинофестивале стран БРИКС
0
Фото: youtube.com
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

На берегу Индийского океана в городе Дурбан (ЮАР) в третий раз прошел кинофестиваль стран БРИКС. Идея фестиваля была высказана премьер-министром Индии еще на российском саммите в 2015 году и воплощена в жизнь год спустя в Дели, а затем в китайском Чэнду.

Хотя общие принципы проведения этого смотра сохраняются, каждый из выпусков несет отпечаток национальных традиций, особенностей кинопроцесса и текущих социокультурных и политических проблем. Фестиваль в Дурбане проводился в рамках целого комплекса политических и кинематографических событий. С одной стороны, страна отмечала 100-летие со дня рождения Нельсона Манделы, борца против апартеида и первого президента новой Южной Африки.

С другой — до континента (и географически, и по смыслу) докатилась волна женского движения протеста против сексуальных домогательств, лозунгом которого здесь стала фраза It’s not OK. Гостям проходившей во время фестиваля церемонии награждения предлагалось в знак солидарности одеться во всё черное, однако этому совету последовали далеко не все.

Что касается самой церемонии, то она позволила бегло ознакомиться с состоянием киноиндустрии и киноискусства Южной Африки, поскольку перед вручением каждой премии показывались фрагменты номинированных картин. Самих номинаций было около 20, и среди них — неожиданная для нас категория лучшей малобюджетной полнометражной картины. Как объяснили организаторы, эта категория была введена для поддержки африканских кинематографий, для которых не только голливудские и болливудские, но и наши отечественные средние бюджеты остаются абсолютно нереальными. При этом кинопроцесс в Южной Африке безусловно активен. Он опирается в первую очередь на живость реакции массовой аудитории на любое событие на экране, на знакомые лица и ситуации.

Можно только удивляться, что такая спонтанная реакция сохранялась и по отношению к зарубежным фильмам, в том числе и российским. Зрители регулярно танцевали в зале под экранную музыку, в том числе и в соответствующих эпизодах российского конкурсного фильма «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов». Дебют Александра Ханта получил приз за лучшую режиссуру.

Киносмотр БРИКС обрамлял 39-й Дурбанский международный кинофестиваль. Большинство гостей и участников того и другого мероприятия жили в одном отеле, где проходила и бизнес-программа Дурбанского фестиваля, и дискуссии в рамках фестиваля БРИКС. Нередко из-за этих обстоятельств возникала путаница, в первую очередь среди зарубежных гостей.

Организационно фестивали были разведены на центральный (БРИКС) и региональный (Дурбан). Первый курировало министерство культуры, а второй — региональная администрация и Университет Квазулу-Наталь, который на свой страх и риск создал этот смотр около 40 лет тому назад.

В программе этого фестиваля среди международных сенсаций и большого количества африканских картин была и одна российская — «Лес» Романа Жигалова. В программе БРИКС мы были представлены в конкурсе фильмом Ханта и космическим эпосом «Время первых» (Владимир Ильин в роли Королева признан лучшим актером второго плана), а в информационной части — картиной Владимира Котта «Карп отмороженный», «Экипажем» Николая Лебедева и «Аритмией» Бориса Хлебникова.

Поскольку все фильмы программы БРИКС представляются странами-участницами, а не отбираются фестивалем, в селекции три года прослеживается определенная общая тенденция: как правило, участники стремятся показать разнообразие своей кинопродукции и проиллюстрировать взаимные связи (с учетом регламента — по две картины от каждой страны). Так, Южная Африка показала спортивную драму «По ту сторону реки» и жестокий «вестерн» на африканском материале «Пять пальцев для Марселя». Китай — авантюрную ленту с Джеки Чаном «Кунг-фу йога» (дипломатически выстроенную на китайско-индийском сюжете) и любовную мелодраму «Я принадлежал тебе». Бразилия — социальную и личную драму «Арабия» (на мой взгляд, наряду с картиной Ханта это лучший фильм фестиваля, он получил два приза — за сценарий и музыку) и реконструкцию подлинных событий «Габриэль и гора» о гибели молодого путешественника в Непале.

Сложная ситуация (по не вполне понятным причинам) возникла с индийскими участниками — фильмы прибыли с большим опозданием, а представитель Индии в жюри так до фестиваля и не доехал. Тем не менее, посмотрев две индийские картины, жюри оценило их по достоинству — политическая трагикомедия «Ньютон» получила главный приз, «Деревенская рок-звезда» — специальный приз жюри, а юная исполнительница главной роли Дас была признана лучшей актрисой. Правда, известная девальвация призов была связана с тем, что их было 12 на 10 фильмов.

Бразильским кинематографистам — хозяевам фестиваля БРИКС будущего года — будет над чем поработать, а России в 2020 году предстоит решать задачу повышения международного престижа этого мероприятия до уровня премий ведущих киноакадемий мира.

 

Прямой эфир