Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Депутаты Госдумы завершили свою работу в рамках самой продолжительной в XXI веке весенней сессии, что дает повод для анализа их деятельности на протяжении этого периода, который, стоит отметить, не был для них легкой прогулкой и по объему выполненной работы, и по общественному резонансу рассматриваемых инициатив, включая всеми обсуждаемый сегодня пенсионный маневр.

Сначала несколько цифр. Если говорить о прямой функции парламента — законодательной, то всего за весеннюю сессию депутаты рассмотрели немногим менее 900 законопроектов.

В ходе реализации приоритетного направления — законодательного обеспечения посланий президента — депутатскому корпусу удалось принять более четырех десятков актов. Не осталась без внимания «цифровая экономика» — целый ряд законов призван работать на стимулирование этой сферы и создание адекватного реалиям нормативно-правового поля.

При этом не забыли и об экономике «традиционной» — например, буквально на днях в третьем, окончательном чтении был принят закон о страховании вкладов малого бизнеса в банках. Согласно ему, максимальный размер страхового возмещения малым предприятиям будет аналогичен возмещению по вкладам физических лиц — 1,4 млн рублей.

Несмотря на то что любой законопроект, кем бы он ни был внесен, проходит перед принятием детальное обсуждение и в случае необходимости доработку, в целом активность парламентского корпуса как инициатора принятия тех или иных актов оказалась выше правительственной примерно в два раза.

Если представители кабмина внесли в думу 191 законопроект, то сами депутаты — 388. Разумеется, говорить о том, что все эти инициативы были изначально рассчитаны на утверждение, а не пиар авторов в силу откровенно популистского и невыполнимого характера ряда из них, не приходится.

Но, с другой стороны, это означает, что политическая жизнь на Охотном Ряду кипит. Что, в свою очередь, не может не быть плюсом для части избирателей, истосковавшихся по активной публичной политике своих избранников и поддерживаемых партий.

Вместе с тем среди принятых окончательно или пока только в первом чтении законопроектов немало тех, что были инициированы как представителями оппозиционных фракций, так и депутатами разных партий одновременно.

К примеру, вопрос отмены внутрисетевого роуминга нашел свое законодательное отражение в поддержанном коллегами из других фракций проекте справедливороссов. И в связи с этим можно говорить о том, что, несмотря на расхождения во взглядах и позициях в момент рассмотрения резонансных инициатив, по факту в этом созыве депутаты из разных партий вполне неплохо работают сообща и находят компромиссы, устраивающие все стороны.

Только за эту сессию 14 законопроектов были внесены совместно депутатами всех фракций. В частности, руководство Госдумы и всех парламентских фракций разработали комплексный законопроект, который позволит «задним числом» — уже для уплаты в текущем году — жестко ограничить необъяснимый рост налога на недвижимое имущество для россиян из-за несовершенства массовой кадастровой оценки недвижимости.

Заслуживает внимания и доведение до логического завершения работы по созданию законодательной базы, усиливающей контроль за долевым строительством жилья и ответственность для должностных лиц надзорных органов и застройщиков. А кроме того — стимулирующей переход к более защищенным механизмам банковского сопровождения строительства от достаточно рискованных схем долевого участия. И это тоже плод совместных усилий всех депутатских фракций.

Что касается других не менее важных функций — представительской и парламентского контроля, то здесь стоит отметить продолжение курса руководства думы на активное использование формата парламентских слушаний, которых в весеннюю сессию было проведено более двух десятков. Тот, кто наблюдал в прямом эфире за слушаниями по представленному правительством проекту концепции бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на ближайшие годы, мог видеть, что, несмотря на выстроенные рабочие отношения с кабинетом министров, представителям последнего было несладко.

Критические замечания и предложения звучали не только от парламентской оппозиции, но и представителей партии большинства, экспертов и нового главы Счетной палаты. А главное, дума была в этот момент площадкой, где открыто говорили о своих проблемах и просили о помощи регионы.

Собственно, говоря о взаимоотношениях с правительством и уже состоявшемся по факту уходе от состояния «бешеного принтера», нельзя не привести еще один яркий пример, напрямую затрагивающий интересы сельских жителей.

После нескольких лет дискуссий с кабмином депутатам удалось убедить исполнительную власть отказаться от прежней модели акционирования «Почты России». В итоге закон о реорганизации этой структуры был принят в депутатской редакции — с защитой почтальонов от увольнений и гарантиями продолжения работы почтовых отделений в сельской местности.

Примером совместного поиска решения стало рассмотрение в думе поправок в пенсионное законодательство. Обсуждение этого вопроса требует поиска компромиссов и дополнительных мер защиты избирателей. Несмотря на принятие правительственного варианта законопроекта в первом чтении, совершенно очевидно, что к рассмотрению во втором эта инициатива претерпит серьезные изменения. Подтверждением тому стал и факт продления срока сбора поправок еще на два месяца вместо положенных 30 дней. Широкая дискуссия по законопроекту будет продолжаться до конца сентября. Что с учетом недавнего заявления президента по данному вопросу свидетельствует о правильности выбранного подхода. 

Еще одно направление, в котором резко возросла активность депутатского корпуса в весеннюю сессию, — это так называемая парламентская дипломатия, которая в нынешних условиях на международной арене может являться достаточно эффективным инструментом налаживания диалога и защиты интересов страны.

Несколько визитов делегаций, в том числе из Германии, Казахстана и Сербии. Под 40 встреч председателя Госдумы с главами государств, руководителями иностранных парламентов, политиками и общественными деятелями. Проведение в России первого международного форума «Развитие парламентаризма», участниками которого стали народные избранники и эксперты из 96 стран мира. «Размораживание» отношений с бундестагом и, как следствие, создание двусторонней межпарламентской комиссии.

И наконец, в преддверии саммита в Хельсинки — визит в Россию американских конгрессменов, которые, к слову, во время посещения пленарного заседания были весьма удивлены, увидев полный зал депутатов, — для некоторых западных парламентов вопрос присутствия депутатов на своих рабочих местах до сих пор является нетривиальным. Несмотря на все ерничания критиков введения ответственности за неявку, в седьмом созыве депутаты наконец-таки смогли избавиться от давней «болячки» российского парламентаризма.

Впрочем, на этом изменения в регламенте работы нижней палаты парламента не заканчиваются. На завершающем сессию заседании депутаты приняли поправки, касающиеся графика проведения пленарных заседаний — начиная с сентября, они будут проводиться не два, а три раза в неделю — по вторникам, средам и четвергам.

Сейчас депутаты уходят на непродолжительные каникулы. Хотя можно ли их считать именно каникулами — еще большой вопрос, поскольку на этот раз все получили от руководства Госдумы «домашнее задание» — пользуясь свободным временем, необходимо обсудить с избирателями то, какой должна быть пенсионная система. Не умаляя важности других законопроектов, абсолютно очевидно, что именно эта тема станет главной и самой сложной в думской повестке предстоящей осенней сессии.

Автор — политолог

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Прямой эфир

Загрузка...