Велосипеды предложили маркировать
В 2019 году может быть введена обязательная маркировка велосипедов электронными метками. До конца года Минпромторг, Минэкономразвития, ФАС должны представить в правительство доклад с предложениями по усилению контроля за оборотом товара. Это следует из «дорожной карты» по развитию алюминиевой промышленности на 2018–2023 годы, которую в конце июня утвердил вице-премьер Дмитрий Козак. В России уже маркируют алкоголь, шубы, лекарства, сигареты.
Минпромторг, Минэкономразвития и ФАС готовят предложения по усилению контроля за оборотом велосипедов и велосипедных рам из алюминия на территории России и государств — членов Евразийского экономического союза. Прослеживаемость товара может осуществляться с помощью обязательной маркировки продукции электронными метками. Министерства должны представить доклад в правительство до 31 декабря 2018 года. Об этом сказано в «дорожной карте» по развитию алюминиевой промышленности на 2018–2023 годы.
Документ был утвержден вице-премьером Дмитрием Козаком на совещании 27 июня (есть у «Известий»). В аппарате заместителя председателя правительства «Известиям» подтвердили, что «дорожная карта» была утверждена, уточнив, что ее формировали специалисты Минпромторга и представители отрасли.
В пресс-службе Минпромторга «Известиям» сообщили, что сейчас ведомство совместно с ФТС и Минэкономразвития осуществляет анализ рынка велосипедной продукции, а также проводит оценку объемов незаконного оборота товара на территории страны.
— По результатам указанных мероприятий будет принято решение о дальнейших шагах по введению обязательной маркировки в отношении велосипедов и велосипедных рам, — отметили в пресс-службе министерства. В Минпромторге также сказали, что введение обязательной маркировки новых товаров необходимо проводить поэтапно.
Система маркировки контрольными знаками целесообразна в наиболее чувствительных к незаконному обороту отраслях промышленности, добавили в Минпромторге. В Минэкономразвития на запрос «Известий» не ответили. В ФАС сказали, что исполнение поручения входит в компетенцию Министерства промышленности и торговли.
Замгендиректора ЦРПТ (оператор по маркировке сигарет) по связям с общественностью и маркетингу Реваз Юсупов сказал «Известиям», что в компанию обращаются производители многих товаров с предложениями о начале добровольных экспериментов в их отраслях по маркировке продукции, в том числе производители велосипедов.
— Пока мы не получали официальных предложений от них или решений Минпромторга по данной товарной группе, но готовы включиться в проект, если такое решение будет принято, — добавил Реваз Юсупов.
Глава Национальной ассоциации развития веломотоиндустрии Павел Шмидов рассказал «Известиям», что маркировка велосипедов электронными метками защитит потребителей от нелегальных товаров и сделает рынок более прозрачным. По его словам, сейчас из-за рубежа в страну ввозятся 70% велосипедов, часть из которых не декларируются или декларируются недобросовестно — например, импортеры меняют стоимость продукции. Хотя в России товары могут продаваться по более высокой цене, что негативно сказывается на потребителях. Более того, по его мнению, российский бюджет недополучает средства от неуплаты пошлин.
По оценкам специалиста, до 20% рынка в России приходится на теневой сектор. Метки на товарах помогут решить имеющиеся проблемы: импортеры будут вынуждены указывать цены производителей и оптовых покупателей при ввозе в страну. Павел Шмидов уверен, что система прослеживаемости не сделает продукцию дороже. Во-первых, сами метки могут стоить максимум 30 рублей, во-вторых, компаниям придется держать стоимость товаров «в рынке», чтобы выдержать ценовую конкуренцию с другими производителями.
Павел Шмидов подчеркнул, что ведомства должны подготовить предложения до конца года, но могут направить их в кабмин и значительно раньше. А это значит, что маркировка товаров может стартовать в конце 2018 года или в начале 2019-го. Напомним, что товары в систему прослеживаемости включает правительство своим постановлением.
Идея маркировки товаров заключается в том, чтобы точно знать место их производства, это поможет защитить потребителя от контрафакта, контрабанды и фальсификата, отметил глава Союза потребителей Петр Шелищ. Он добавил, что средства идентификации при этом всегда увеличивают стоимость продукции, в некоторых случаях до 10–15%.
Преподаватель Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Галина Кузнецова отметила, что открытые границы России с Белоруссией и Казахстаном способствуют притоку в страну нелегальной и некачественной продукции, цена которой значительно ниже той, которая обращается на легальном рынке. Естественно, что государство стремится в этой ситуации защитить потребителей от подобного товара с помощью контрольных знаков.
Сейчас в России маркируется ряд товаров. С 2006 года на алкогольном рынке используется система госконтроля ЕГАИС, она фиксирует производимые объемы спиртного, его передвижения, а также продажи в магазинах. На каждую бутылку напитков, кроме пива, наклеены специальные федеральные и акцизные марки. В 2016 году введена система прослеживания меховых товаров с помощью маркировки чипами RFID. С 2017 года начался пилотный проект по идентификации лекарств с помощью цифрового QR-кода и RFID-меток, с 2020 года система станет обязательной. С начала 2018 года стартовал аналогичный эксперимент на табачном рынке, где используется цифровой код Data Matrix. В июне запущена система идентификация товаров в обувной и ювелирной отраслях.
С 2019 года в России стартует обязательная маркировка ряда товаров легкой промышленности — духов, туалетной воды, шин и покрышек, одежды из кожи, а также блузок из трикотажа, пальто, курток, плащей и др.