Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Дмитриев указал на желание главы разведки ФРГ затянуть конфликт на Украине
Мир
Трамп назвал прекрасными взаимоотношения между Маском и Рубио
Армия
ВС РФ освободили Лебедевку в Курской области и хутор Новенькое в Сумской области
Происшествия
В Москве пенсионерка попала в больницу с ожогами после изготовления свечей
Общество
Часть прибыли от деятельности блогера Митрошиной поступала на счет ее партнера
Мир
США выступили за смягчение формулировок по санкциям в отношении России
Армия
Российские силы ПВО за сутки сбили 228 украинских беспилотников
Мир
Маск предложил ввести санкции против украинских олигархов для завершения конфликта
Армия
ВС РФ освободили село Константинополь в ДНР
Мир
Экс-глава банка Канады может стать новым премьером
Экономика
Рынок ипотеки снизил динамику роста и начал копить спрос
Мир
В ХАМАС заявили о позитивных сигналах по поводу второго этапа переговоров по Газе
Мир
Париж пообещал оказать военную помощь Киеву на €195 млн за счет российских активов
Происшествия
БПЛА обнаружили на территории предприятия в Чебоксарах
Общество
Москвич лишился 500 тыс. рублей на «покупке» криптовалюты
Мир
ВМС России, Ирана и Китая проведут военно-морские учения
Спорт
Глава РФПИ допустил возвращение турнира UFC в Россию

Наказывать соразмерно

Общественный деятель Владимир Винницкий — о необходимости дифференцировать санкции за экологические нарушения
24
Выделить главное
Вкл
Выкл

По поручению президента правительство работает над поправками в законодательство РФ. Они предусматривают установление дифференцированной административной ответственности за различные виды правонарушений в сфере обращения с отходами производства и потребления.

В современной России проблемы экологии, безусловно, на острие: масштабы загрязнений всё больше, последствия — тяжелее. Например, Челябинская, Свердловская области несут экологическое бремя «опорного края державы», расплачиваясь за развитие промышленности качеством воздуха, воды и почвы. Московская область задыхается в дыму свалок, растущих пропорционально объемам потребления в столице. Непейно, Каурцево, Скоково, Ядрово — горячие точки множатся, населению всё сложнее дышать, жить и работать, как раньше.

Ситуация накаляется, и, если ничего не предпринять, в будущем нас может ждать социальный взрыв. Крайне важно именно сейчас проявить чуткость и внести в законодательство изменения, которые сделают наказание соразмерным правонарушению.

К сожалению, пока в нашем обществе законопослушность в большей степени определяется именно наличием тех или иных мер ответственности. А в сфере обращения с отходами система этих мер явно не сбалансирована и не выполняет возложенных на нее функций справедливого наказания, предупреждения и профилактики.

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы сферы обращения с отходами. Кодекс об административных правонарушениях РФ в ст. 8.2 устанавливает административную ответственность за несоблюдение норм закона. Однако действующая редакция статьи дефектна — она различает субъекты правонарушений, но не делает различий по характеру, тяжести и масштабу деяний.

По данным Роспотребнадзора, среди норм, за нарушение которых чаще всего привлекают к ответственности по данной статье, — наличие раздельных контейнеров с крышками (или специально закрытые конструкции), расположение площадки для сбора мусора и пищевых отходов на расстоянии менее 25 м от организации торговли, очищение контейнеров и мусоросборников не реже одного раза в сутки. Эта же статья применяется в таких серьезных случаях, как захоронение опасных отходов промышленного производства или медицинских отходов в неположенных местах, в том числе не исключающих контакта с людьми.

Очевидно, что степень негативных последствий правонарушений в сфере обращения с отходами зависит от таких критериев, как класс опасности, наличие угрозы жизни или здоровью людей, причинение существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.

Стоит отметить, что правительство уже предпринимало попытки внести изменения в ст. 8.2 КоАПа. Законопроект 2014 года предполагал ее расширение до шести частей, но в начале июля 2018-го документ отклонила Госдума — ко второму чтению накопилось слишком много замечаний.

Между тем дефектность ст. 8.2 КоАП РФ — лишь часть проблемы привлечения к ответственности за правонарушения в сфере обращения с отходами. Зачастую нарушители даже не попадают в поле зрения правоохранителей. У нас есть природоохранная прокуратура, но нет природоохранной полиции, которая могла бы не только оперативно пресекать экологические правонарушения, но и предупреждать их.

В 1990-е годы в нашей стране уже предпринимались попытки реализовать такую инициативу в рамках системы МВД. Например, в Москве в 1996 году было создано управление милиции по предупреждению экологических правонарушений. Во многих странах мира успешно действует «зеленая полиция» — например, в Израиле и Германии. Не вижу причин, по которым создание централизованной экологической полиции в России было бы невозможным.

В ближайшие годы экология должна стать центром внимания государственных деятелей и всех политических сил страны. Качество и продолжительность жизни россиян напрямую зависят от состояния окружающей среды.

Автор — первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Читайте также
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением