В последние годы мы часто слышим критику в адрес современных молодых людей. Вспоминая себя, когда мы хотели полететь в космос, как Гагарин, покорить Арктику, как Чилингаров, или спасать чьи-то жизни, сравниваем эти мечты с мечтами наших детей. И нам кажется, что ничего подобного им не нужно, что высокие цели им непонятны, планы на жизнь слишком просты. Но не школьники виноваты в этом. Виноваты взрослые, которые не могут показать им перспективу и научить мечтать о большем.
У нас совершенно замечательные дети. Они мечтают о хорошей жизни, выстраивая путь к ней по ориентирам, которые задают взрослые. Мы сами определяем потолок их мечтаний — пока мы занимаемся решением сиюминутных задач, наши дети не захотят полететь в космос и исследовать далекие галактики. Это мы должны разжигать огонь в их глазах и ставить грандиозные цели.
Понятно, что в первую очередь это должно идти от семьи как самого близкого окружения. У меня есть отличный пример — как-то ко мне подошла девушка и сказала, что ее дед прикручивал левое заднее колесо лунохода. Я понимаю, что он был, вероятно, обычным рабочим, раз выполнял такую простую задачу. Но при этом человек пронес через всю свою жизнь причастность к чему-то великому и передал это чувство следующим поколениям.
Но бывает, что семья решает другие проблемы, и тогда на помощь в воспитательной работе должны прийти государство, организации, неравнодушные специалисты — мы должны работать вместе. Тем более сами родители порой не знают, как подойти к этой теме, и им тоже нужна помощь. Появление вожатых в школах может стать решением проблемы.
Надо воспитывать в детях веру, что они могут делать что-то полезное не только для себя и родителей, но и общества. Для этого не нужно ждать совершеннолетия — жить интересной активной жизнью, помогая другим, можно и нужно сейчас. К счастью, я вижу, как набирает обороты волонтерство, как становится модным добровольчество. Мы поддерживаем эти инициативы, помогаем школьникам увидеть верные ориентиры, рассказываем, где и в чем они могут себя применить, даем им возможность попробовать свои силы в многочисленных проектах, проходящих под эгидой Российского движения школьников. Это не только и экология, и гражданский патриотизм, и популяризация чтения, науки, активности в поддержку больных детей и многое другое.
Подобные проекты формируют личность, задают правильную шкалу ценностей, в которой активность и инициативность занимают не последнее место. Мы уже видим, как это меняет наших школьников. Они широко мыслят, они креативнее нас, у них нет алгоритмов и зашоренности. Они часто придумывают удивительные проекты — бесполезные с точки зрения материализации, но совершенно шикарные с точки зрения восприятия окружающего мира. Тем самым мы решаем и другую проблему — профориентации. Когда я начал выступать в школах, заметил огромную разницу между младшими и старшими классами. Вопреки ожиданиям, больше вопросов было у малышей, чем у учеников 10–11 классов. Им все было интересно, их было легко зажечь, увлечь за собой. А старшеклассники часто не могли ответить, куда хотят пойти учиться после школы, они слишком мало знали о профессиях, чтобы мечтать стать журналистом, врачом или биологом.
Наша общая задача — рассказывать детям о проектах и инициативах, открытых для всех, вовлекать ребят в них, своим примером наставлять на будущее, не критиковать, а поддерживать все начинания. Тогда наши школьники найдут, чем заниматься, поймут, что жить безумно интересно, и захотят достигать большего.
Автор — председатель Российского движения школьников, летчик-космонавт, Герой России
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции