Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Автосекретарь
beta
Выделить главное
вкл
выкл

Кадровый потенциал легкой промышленности надо наращивать, заявил президент на совещании по развитию этой отрасли.

Как вернуть былой престиж профессии и привлечь в отрасль молодых специалистов? 

Есть несколько векторов, по которым нужно вести работу. С одной стороны, это предпринимательский потенциал молодежи в сфере легкой промышленности: многие проекты и инициативы могут начинаться с небольшого бизнеса в этой сфере. С другой стороны, конечно же, это инфраструктурная поддержка, сохранение компетенций, передача их из поколения в поколения. Это внедрение системы наставничества. 

Третий вектор — это удержание и увлечение молодых кадров. Как показывают наши социологические опросы, среди молодых специалистов, вышедших на первое место работы, в первые полгода уходит практически половина. Даже том случае, если им нравится место. Во вторые полгода — еще треть. Это свидетельствует о том, что в целом в России недостаточно эффективно выстроена программа адаптации и вовлечения в деятельность новых сотрудников.

Среди работодателей более 60% опрошенных предприятий и HR считают стажировки лучшим форматом выстраивания взаимодействий с молодыми кадрами. То есть не только практика, которая проходит в рамках учебной деятельности, но и стажировки как для еще учащихся специалистов, так и для тех, кто уже закончил обучение.

С другой стороны, чтобы специалисты приходили в профессию, необходимо осуществлять профориентационные мероприятия. Только не в формате исключительно учебно-методических документов, а в комфортной и привычной для современной молодежи форме как с точки зрения содержания, так и с точки зрения подачи. Это индустриальные квест-экспедиции (пришел – увидел – обучился – выполнил); детско-взрослое производство (конструкторское бюро, киностудия); школы реальных дел (заказ школе от работодателей); технические и профессиональные лагеря; научно-технические сообщества; профпробы; ролевые, деловые и имитационные игры; тренинги; система чемпионатов WSR (конкурсная и деловая часть); профориентационные курсы (основы профсамоопределения, основы построения карьеры и др.).

Современная молодежь уже не верит в красивые обещания работодателей или романтику профессий. Необходим трезвый рациональный подход, объясняющий возможности реализации себя в специальности. Молодым нужна не просто краткосрочная перспектива, а понимание карьерной лестницы, точек роста.

Серьезным ресурсом является и кадровая трудовая мобильность наших граждан. Многие молодые люди, особенно молодые специалисты, готовы переехать в случае предоставления им рабочего места и содействия в организации быта. К сожалению, современные предприятия не уделяют этому должного внимания, в этом случае государство, возможно, могло бы стимулировать привлечение кадров в регионы.

Говоря о кадровом голоде, нужно говорить не только о том, что нет желающих работать. Серьезная проблема именно с квалифицированными кадрами, которые действительно могли бы решать вопросы и проблемы, возникающие у работодателей. Неквалифицированные работники — это самая большая группа риска, так как даже один неквалифицированный работник может сорвать работу всего предприятия.

И здесь двоякая ситуация: отечественные бизнесмены зачастую не осознают, что они хотят от персонала своей компании, не понимают, зачем им нужны те или иные специалисты. Персонал набирают не от реальной потребности в нем, а по иррациональным причинам: у конкурентов есть бренд-менеджер — и у меня должен быть или порекомендовали друзья нанять такого специалиста. А что должен делать бренд-менеджер? Какие у него цели, задачи? Как оценивать эффективность его работы? Зачастую эти вопросы работодатель не ставит перед собой. 

С другой стороны, государству пора прекратить тратить средства на невостребованные профессии, а распределять ресурсы непосредственно там, где действительно могут быть точки роста для нашей страны, где это позволит решать не только вопрос загрузки молодых людей образованием, но и загрузки экономики новыми кадрами, которые действительно будут необходимы нам завтра.

И, конечно, необходимо вернуться к вопросу образовательных кредитов не только на первое высшее образование, но и на повышение квалификации, профессиональную переподготовку. Это должны быть сверхдоступные кредиты. Человек, который вкладывается в образование, всегда принесет в экономику значительно больше денег. Это всегда окупится и государству, и предприятиям, и финансовой системе.

Таким образом, разговор идет не только о легкой промышленности, но и обо всем подходе к человеческому капиталу в нашей стране. Часть капитала — это наши возможности, наши конкурентные преимущества, которые позволят государству быть конкурентоспособным на мировом пространстве именно через компетентные, квалифицированные кадры. Через управление знаниями, через управление современными предприятиями мы можем быть лидерами, и это единственный путь, который возможен для РФ.

Автор — руководитель Экспертно-аналитического центра РАНХиГС

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Прямой эфир