Кадровый потенциал легкой промышленности надо наращивать, заявил президент на совещании по развитию этой отрасли.
Как вернуть былой престиж профессии и привлечь в отрасль молодых специалистов?
Есть несколько векторов, по которым нужно вести работу. С одной стороны, это предпринимательский потенциал молодежи в сфере легкой промышленности: многие проекты и инициативы могут начинаться с небольшого бизнеса в этой сфере. С другой стороны, конечно же, это инфраструктурная поддержка, сохранение компетенций, передача их из поколения в поколения. Это внедрение системы наставничества.
Третий вектор — это удержание и увлечение молодых кадров. Как показывают наши социологические опросы, среди молодых специалистов, вышедших на первое место работы, в первые полгода уходит практически половина. Даже том случае, если им нравится место. Во вторые полгода — еще треть. Это свидетельствует о том, что в целом в России недостаточно эффективно выстроена программа адаптации и вовлечения в деятельность новых сотрудников.
Среди работодателей более 60% опрошенных предприятий и HR считают стажировки лучшим форматом выстраивания взаимодействий с молодыми кадрами. То есть не только практика, которая проходит в рамках учебной деятельности, но и стажировки как для еще учащихся специалистов, так и для тех, кто уже закончил обучение.
С другой стороны, чтобы специалисты приходили в профессию, необходимо осуществлять профориентационные мероприятия. Только не в формате исключительно учебно-методических документов, а в комфортной и привычной для современной молодежи форме как с точки зрения содержания, так и с точки зрения подачи. Это индустриальные квест-экспедиции (пришел – увидел – обучился – выполнил); детско-взрослое производство (конструкторское бюро, киностудия); школы реальных дел (заказ школе от работодателей); технические и профессиональные лагеря; научно-технические сообщества; профпробы; ролевые, деловые и имитационные игры; тренинги; система чемпионатов WSR (конкурсная и деловая часть); профориентационные курсы (основы профсамоопределения, основы построения карьеры и др.).
Современная молодежь уже не верит в красивые обещания работодателей или романтику профессий. Необходим трезвый рациональный подход, объясняющий возможности реализации себя в специальности. Молодым нужна не просто краткосрочная перспектива, а понимание карьерной лестницы, точек роста.
Серьезным ресурсом является и кадровая трудовая мобильность наших граждан. Многие молодые люди, особенно молодые специалисты, готовы переехать в случае предоставления им рабочего места и содействия в организации быта. К сожалению, современные предприятия не уделяют этому должного внимания, в этом случае государство, возможно, могло бы стимулировать привлечение кадров в регионы.
Говоря о кадровом голоде, нужно говорить не только о том, что нет желающих работать. Серьезная проблема именно с квалифицированными кадрами, которые действительно могли бы решать вопросы и проблемы, возникающие у работодателей. Неквалифицированные работники — это самая большая группа риска, так как даже один неквалифицированный работник может сорвать работу всего предприятия.
И здесь двоякая ситуация: отечественные бизнесмены зачастую не осознают, что они хотят от персонала своей компании, не понимают, зачем им нужны те или иные специалисты. Персонал набирают не от реальной потребности в нем, а по иррациональным причинам: у конкурентов есть бренд-менеджер — и у меня должен быть или порекомендовали друзья нанять такого специалиста. А что должен делать бренд-менеджер? Какие у него цели, задачи? Как оценивать эффективность его работы? Зачастую эти вопросы работодатель не ставит перед собой.
С другой стороны, государству пора прекратить тратить средства на невостребованные профессии, а распределять ресурсы непосредственно там, где действительно могут быть точки роста для нашей страны, где это позволит решать не только вопрос загрузки молодых людей образованием, но и загрузки экономики новыми кадрами, которые действительно будут необходимы нам завтра.
И, конечно, необходимо вернуться к вопросу образовательных кредитов не только на первое высшее образование, но и на повышение квалификации, профессиональную переподготовку. Это должны быть сверхдоступные кредиты. Человек, который вкладывается в образование, всегда принесет в экономику значительно больше денег. Это всегда окупится и государству, и предприятиям, и финансовой системе.
Таким образом, разговор идет не только о легкой промышленности, но и обо всем подходе к человеческому капиталу в нашей стране. Часть капитала — это наши возможности, наши конкурентные преимущества, которые позволят государству быть конкурентоспособным на мировом пространстве именно через компетентные, квалифицированные кадры. Через управление знаниями, через управление современными предприятиями мы можем быть лидерами, и это единственный путь, который возможен для РФ.
Автор — руководитель Экспертно-аналитического центра РАНХиГС
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции