Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

29 мая исполнилось бы 65 лет народному артисту РСФСР Александру Гавриловичу Абдулову. Уже десять лет как этот праздник без него не праздник. Так случилось, что мы с ним родились в один день — 29 мая. Оба по Зодиаку — Близнецы. Оба работали в одном театре — «Ленкоме», сидели в одной гримерке. А познакомились мы еще до театра.

Марк Анатольевич Захаров, на курсе которого я учился в ГИТИСе, пригласил меня сниматься в фильме «Убить дракона». Это было такое счастье! На зависть сокурсникам съемки в Германии, а в главной роли — сам Абдулов, звезда-звезда. Я помню первую встречу с Александром Гавриловичем. Мы ехали на площадку в автобусе, и он стал рассказывать, как ночью опрокинул банку сгущенки на ковер в гостинице. Неудобно — Германия все-таки. И он до шести утра замывал следы происшествия. 

Как все близнецы, Александр Гаврилович был человеком многогранным. Человек-фонтан. Как кто-то сказал: «Актер — это такой человек, которому становится скучно, если говорят не о нем». Естественно, он всегда был в центре внимания. Любил устраивать праздники, а уж свой день рождения отмечал с размахом. На даче во Внуково делал знаменитый плов, самый вкусный на свете. Всегда было много гостей. Абдулов умел дружить.

А когда 29 мая выпадало на гастроли «Ленкома», он устраивал праздник на выезде, на который приглашал всех — от актеров до гримеров. Однажды в Ленинграде, отыграв «Поминальную молитву», позвал всех на улицу. А там — запряженные лошадьми пролетки и экипажи. Этой процессией мы ехали по Питеру. Еще были живы Татьяна Ивановна Пельтцер, Всеволод Дмитриевич Ларионов, Евгений Павлович Леонов, которых он очень любил и почитал. Гуляли все до утра.

Его праздники и посиделки были с прицелом на творчество. Он фонтанировал идеями. «А давайте организуем это. А поедемте туда!». Абдулов обладал неуемной энергией. Он умудрялся сниматься в пяти фильмах одновременно, а еще играть в театре, заниматься собственной антрепризой. В «Ленкоме» был спектакль «Бременские музыканты». Александр Гаврилович его выкупил и стал продюсером. С этим спектаклем у нас случилась бурная гастрольная жизнь. А позже он решил еще снять одноименный фильм.

Абдулов умел пользоваться своей популярностью, но не себе на пользу, а ради других. Он много помогал людям. Гастролируя по стране, часто предлагал нам передать деньги за спектакль, например, детскому дому. И все с ним соглашались. Прилетели на гастроли в Астрахань, и Александр Гаврилович вдруг говорит: «Едем в городской роддом». Зачем? Ему показалось, что там нуждаются в помощи. И правда. Узнавал, что надо, и помогал.

Он не делал из своей благотворительности пиар. У него было много друзей, он мог позвонить кому-то, подъехать, пообщаться с руководством, решить проблему. Своим именем открывал не одну нужную дверь. Не бросал тех, кому помогал. Можно сказать, курировал своих подопечных.

Александр Гаврилович жил на полную катушку. «Задворки» — тоже его затея. Они появились в «Ленкоме» как мероприятие под закрытие сезона. Абдулов предложил не пойти в буфет и выпить, а собраться всем в палисаднике за «Ленкомом», пригласить друзей театра и представить концертную программу. Геннадий Хазанов, Михаил Жванецкий, наше театральное «Рок-ателье» и другие известные люди там участвовали. А после первых «Задворков» решили, что надо организовать зрительный зал с профессиональным светом и звуком, с пандусом для сидений и продавать билеты. Деньги же пустить на какое-то благое дело.

В этих концертах даже Алла Пугачева участвовала. Многие мечтали попасть на «Задворки», так как получилось уже серьезное мероприятие. И в какой-то момент возникла идея с храмом. На собранные на «Задворках» деньги Абдулов фактически выкупил церковь, что рядом с театром на Малой Дмитровке. Там раньше находились склады Союзгосгосцирка. Он придумал, как найти для них другое помещение, а церкви вернуть ее прямое назначение.

Всё это доставляло ему колоссальное удовольствие. Как и окружающим. Он торопился жить. Совершенно не обращал внимание на свое здоровье. Последняя его работа в театре — роль Кочкарёва в «Женитьбе» Гоголя. Он сыграл два предпремьерных спектакля на гастролях в Самаре. Этим же спектаклем должны были открыть следующий сезон в Ленкоме. Но летом, когда он снимал в Крыму свой фильм, у него появились проблемы с желудком. Он долго терпел, пил обезболивающие, а потом выяснилось, что это онкология.

Саша поехал лечиться в Израиль. Оттуда прислал в театр письмо, писал, что очень скучает. А еще сожалеет, что так получилось. Даже выступил с обращением: «Дорогие друзья! Я вас всех очень люблю, но берегите себя и свое здоровье. Оно принадлежит не только вам, но и всем окружающим». Только заболев, он сделал для себя такой вывод. Тогда поддержать Александра Абдулова хотела вся страна. Даже футболисты надели футболки с его портретом и вышли так на поле.

Лишь однажды за время своей болезни он появился в «Ленкоме». Не хотел, чтобы его видели в таком состоянии, чтобы жалели. 13 декабря 2007 года Владимир Путин вручил ему в Кремле орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени. После церемонии Саша заехал в театр. Труппа со спектаклем «Пролетая над гнездом кукушки», в котором его заменил Александр Лазарев, была на гастролях. Он нам позвонил. Мы были в поезде. Включили громкую связь и общались с ним. В последний раз. 3 января его не стало…

Нам всем очень не хватает Александра Гавриловича. Мы скучаем и помним его. Несмотря на прошедшие с его ухода 10 лет, он до сих пор в «Ленкоме». Уже пришло не одно поколение актёров, которые его не застали, но в байках, легендах, воспоминаниях, ролях Абдулов, его дух, его настроение — навсегда в театре.

Автор — народный артист России, актер театра Ленком

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Прямой эфир