Культурная жизнь в последние годы стала заметно активнее. Я могу судить в основном по Москве и немного знаю ситуацию в Орле, где с недавнего времени работаю. Да, действительно, люди всё чаще ходят в театры, музеи, кино. И многим — подозреваю, к их собственному удивлению — понравилось то, с чем они встретились.
В той же Москве сегодня есть много прекрасных театров, очень разных, отвечающих любому вкусу и темпераменту. Похожая картина с музеями. Сегодня в крупных городах (не только в Москве — и это прекрасно!) можно увидеть выставки не только признанных мастеров — старую добрую классику, но и работы молодых авторов, российских и зарубежных — малоизвестных, но не менее интересных. Это очень здорово.
Я вижу, как все больше зрителей приходит в театр «Модерн», которым я руковожу больше года. Недавно мы поставили «Юлия Цезаря» по Шекспиру. Вроде бы эта постановка — из разряда «памятники культуры», но чуткий зритель уловил в спектакле то главное, что делает классику — классикой: эти произведения актуальны всегда. Настоящая классика — это всегда про сегодняшний день, про тебя. Поэтому я уверен, что скорая наша премьера — горьковская «На дне» (та самая очень непростая пьеса из школьной программы) — будет так же интересна нашему зрителю.
В том, что появились условия для возникновения большого количества новых культурных центров — галерей, театров, выставочных залов и музеев, конечно, большая заслуга Министерства культуры. Один из самых ярких примеров — федеральная программа «Большие гастроли», которая действует вот уже пятый год и позволяет театральным коллективам показывать лучшие свои работы на творческих площадках по всей стране. Это прекрасно: фактически любой театр может подать заявку на грант, в случае успеха Минкультуры оплачивает транспортные и другие сопутствующие расходы, и вы едете в любой уголок России или за рубеж и показываете там свои спектакли.
Вообще, в движении — весь смысл культурной жизни: по моему мнению, она должна быть в состоянии перманентного движения, перемешивания, взаимного «опыления» идеями. Только тогда можно говорить, собственно, о ЖИЗНИ культуры. Иначе, даже в лучших своих достижениях, она быстро бронзовеет и превращается в памятник самой себе.
Движение полезно всем — и творцам, и зрителям. И потому я так радуюсь тому, что нам удалось в Орловской области наладить простой, но такой необходимый механизм — когда в орловские музеи, театры и выставочные залы каждую неделю приезжают дети — школьники из отдаленных деревень, из районов. Кроме того, мы запустили и встречное движение: театры из областного центра теперь на постоянной основе будут ездить с гастролями в небольшие городки и населенные пункты Орловской области. Подчеркиваю: это не разовая акция, это постоянная программа. По моим оценкам, в сельских клубах и домах культуры в рамках этой программы зрители увидят порядка 100 спектаклей.
С той же целью мы этим летом хотим запустить по Орловской области «кинопередвижку» — мобильный кинотеатр, который покажет жителям деревень кинокартины российских и зарубежных режиссеров. «Киноменю» для этой программы будет включать не только получившие признание фильмы, но и те ленты, которые не добрались до российского проката.
Аудиторию надо приучать к настоящей культуре. Я не вижу в этом выражении — «приучать» — ничего предосудительного. Знакомить людей с лучшими достижениями, показывать и комментировать не только классическое, но и современное искусство, делать это постоянно, планомерно, с использованием педагогических методов — в этом и состоит, мне кажется, задача тех людей, которые сегодня находятся на стыке культуры и государственной политики.
Именно политики. Потому что в случае успешного решения этой задачи изменится качество жизни всего общества. Хотите — подразумевайте под этим чистые стены в подъездах, хотите — достижение настоящей, не декларативной толерантности, взаимной терпимости и уважения к чужому мнению. Давайте будем честны: в нынешнем российском обществе толерантности нет. И, может быть, последним ее пристанищем остается культура: только в культурном пространстве можно с равным интересом и уважением рассуждать о поэзии Омара Хайяма — с одной стороны и Леонарда Коэна — с другой. Только здесь мирно уживаются творчество Моцарта и «Битлз», картины Рубенса и работы Эрнста Неизвестного.
Пониманию этого надо учить. Культурное образование, по моему мнению, — важнейшее условие нормального существования государства и общества, условие мирного сосуществования разных народов. Но можно оставить высокий штиль, отвлечься от гражданского пафоса и посмотреть на предмет с другой стороны. Я для себя давно вывел следующую формулу: культурное образование — еще одна из форм получения удовольствия. Хорошо, что всё больше людей вокруг приходят к этому выводу.
Автор — художественный руководитель театра «Модерн», советник по культуре губернатора Орловской области