Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
ВСУ нанесли удар по центру Донецка
Мир
Шольц считает маловероятным запуск газопровода «Северный поток – 2»
Мир
Песков заявил о возможности решать разногласия РФ и Турции через диалог
Мир
Лукашенко обвинил США в препятствовании переговорам Украины с РФ
Мир
60% японцев поддержали идею нанесения контрударов при нападении на страну
Мир
Экс-премьер Италии предрек коммерческую войну между США и ЕС
Туризм
Стоимость авиабилетов в Египет и Турцию снизилась на 67 и 47%
Мир
Лавров выразил соболезнования супруге умершего главы МИД Белоруссии Макея
Мир
Власти Пекина намерены снизить влияние ковидных ограничений на жизнь населения
Мир
Во Франции призвали Зеленского платить за военную помощь Запада
Спорт
Сборная Коста-Рики нанесла поражение японцам на ЧМ-2022
Происшествия
Детский сад в центре Донецка получил повреждения в результате обстрелов ВСУ

Кадр между прошлым и будущим

Экспозиции фотобиеннале-2018 исследуют связь времен
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Московском Манеже открылась XII Международная фотобиеннале. Восемь экспозиций охватывают широкий спектр жанров — от документальной и научной фотографии до модных съемок и социальных исследований. Общее в столь разношерстных проектах — одно: все они предлагают нестандартный взгляд на фотоискусство и становятся творческой попыткой осмысления связи времен.

Если осматривать выставки биеннале по хронологическому принципу, логично начать с проекта «Тысячи солнц». Это коллекция снимков ядерных взрывов, осуществленных американскими военными между 1945 и 1962 годами, вплоть до принятия Конвенции о запрете наземных испытаний атомного оружия.

На первый взгляд это сухая научно-историческая документация: у каждой фотографии указано время и место. Но если вчитаться в историю фотографий, становится ясно: перед нами — социальное исследование. На выставке есть кадры со зрителями, сидящими в специальных очках, будто в 3D-кинотеатре, и наблюдающими за взрывом; есть рассказы о конкурсах красоты «Мисс Атомная Бомба» и «Мисс Радиация», а также о попытках создать лучший торт в виде ядерного гриба.

Страх перед новым явлением, способным погубить планету, общество изживало с помощью цинизма и юмора. Апофеозом этого подхода стал шедевр Стэнли Кубрика «Доктор Стрэйнджлав: Как я перестал бояться и полюбил атомную бомбу». Но Кубрик создавал произведение искусства, эти же фотографии — лишь честная фиксация. Однако в музейном контексте, объединенные единой концепцией, выстроенные в повествование, они обретают мощный месседж — предостережение человечеству, столь актуальное сегодня на фоне нестабильной мировой обстановки.

Переклички с Кубриком возникают и в связи с другим проектом биеннале, хронологически следующим после «Тысячи солнц»: Zero Gravity Джонни Монкады. Итальянский художник работал в сфере фэшн-фотографии и в 1960-х стремился создать образ женщины будущего. Дизайнерские идеи Монкады Кубрик использовал в своей знаменитой «Космической одиссее 2001»: глядя на моделей с экстравагантными прическами, помещенных в абстрактные, оторванные от жизни «декорации», нельзя не вспомнить футуристичных стюардесс корабля Discovery One в «2001».

«Итальянский след» в этом году особенно силен на биеннале: причина тому — обменный проект «Русские сезоны», переместившийся из Страны восходящего солнца на Апеннинский полуостров. Но для зрителей важнее не международная конъюнктура, а сама возможность увидеть работы художников, либо вообще не экспонировавшихся в России, либо представленных давно и фрагментарно.

Настоящим подарком становится экспозиция Джанни Беренго Гардина. Его черно-белые снимки — чувственные, пьянящие внутренней свободой и в то же время геометрически продуманные, выверенные — кажутся кадрами из фильмов Антониони. Причем не только раннего, «итальянского», но и позднего. Например, фотография с целующейся парочкой на песчаной насыпи заставляет вспомнить сцену в пустыне из «Забриски Пойнт», а британская серия выглядит аллюзией на «Фотоувеличение».

Антониони и сам появляется в качестве персонажа — только уже у другого фотографа. Пьеро Марсили Либелли выбрал профессию благодаря как раз «Фотоувеличению». Режиссер же, увидев творчество молодого поклонника, позволил Либелли работать вместе с ним на съемочной площадке и подарил ему камеру. Но невозмутимый аристократ Антониони — не единственный герой проекта «Фотография как перформанс». Зритель встречается с Марчелло Мастроянни, Роем Лихтенштейном, Федерико Феллини и другими великими. Причем всех Либелли снимает эксцентрично, дерзко — это уже не лиричный неореализм 1960-х, а рок-н-ролльные безумства 1980-х.

Наконец, за современность на фотобиеннале-2018 отвечают российские экспозиции: цикл «Архаика» Валерия Нистратова и коллективный труд «Каникулы в советских санаториях». Правда, в обоих случаях современность — условная. Нистратов исследует, как образы далекого прошлого — лубочные, былинные, сказочные — интегрируются в повседневную среду XXI века. А Ольга Иванова, Дмитрий Лукьянов, Наталия Куприянова и другие авторы препарируют феномен «совковых» здравниц — с их казенно-больничной атмосферой и ностальгической застылостью времени.

В конечном счете все экспозиции фотобиеннале-2018 — размышления о времени. И напоминание о том, что фотоискусство может как перенести нас в будущее или прошлое, так и остановить мгновение, пусть даже не всегда прекрасное.

 

Читайте также
Реклама
Прямой эфир