Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В ФБР заявили об угрозе терактов в общественных местах в США
Мир
Захарова указала на провокационный характер учений НАТО на территории Финляндии
Мир
Сенатор Кастюкевич рассказал о жизни в оккупированном ВСУ Херсоне
Происшествия
В районе падения БПЛА в промзоне Липецка была проведена эвакуация
Армия
Минобороны РФ проведет в Парке Победы выставку трофейного оружия из зоны СВО
Мир
Рогов назвал формальностью принятие конгрессом США закона о помощи Украине
Общество
Сергей Собянин объявил о начале сезона летней навигации по Москве-реке
Политика
Министры здравоохранения РФ и КНДР провели встречу по вопросам сотрудничества
Мир
В ОДКБ заявили о сохранении обязательств в отношении Армении в полном объеме
Экономика
В НКР спрогнозировали снижение выдачи автокредитов во II квартале 2024 года
Мир
Военнослужащие ВС РФ за сутки поразили 360 целей ВСУ
Мир
Политолог объяснил причину одобрения в сенате США нового пакета помощи Киеву
Мир
Байден подпишет пакет законопроектов о помощи Украине 24 апреля
Общество
Адвокат Ефремова опроверг информацию об отказе актеру в УДО
Мир
Захарова возмутилась отсутствием реакции Запада на смерть военкора Еремина
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Таганский суд Москвы 13 апреля принял решение о блокировке доступа к мессенджеру Telegram. Ожидается, что Роскомнадзор внесет связанные с сервисом Павла Дурова домены в список запрещенных ресурсов уже в понедельник, 16 апреля, после чего провайдерам придется оперативно ограничить к ним доступ. Запрещением Telegram Роскомнадзор, который и подал соответствующий иск, рассчитывал подорвать коммуникационные возможности террористов, которые могут тайно общаться в «секретных» чатах. Насколько эффективным может оказаться этот шаг в противодействии экстремистам и как в России можно будет жить без популярного сервиса от Дурова — в материале портала iz.ru.

Пятница, 13-е

Пятница на минувшей неделе оказалась явно несчастливым днем для мессенджера Telegram — именно в этот день Тверской районный суд Москвы принял постановление об ограничении доступа к сервису, рассмотрев соответствующий иск Роскомнадзора. Главным поводом для обращения в суд, как отмечала в ходе заседания и.о. главы правового управления ведомства Мария Смелянская, стал тот факт, что «информация, которая распространяется через Telegram, может нарушать закон, использоваться террористическими и экстремистскими организациями».

Таганский суд города Москвы удовлетворил иск о блокировке Telegram 13 апреля 2018 года

Фото: youtube.com

Иск Роскомнадзора к владельцу Telegram — компании Telegram Messenger LLP. был удовлетворен в полном объеме. Об этом говорит в том числе и формулировка о немедленном исполнении постановления о блокировке. По факту это означает, что после получения решения суда Росокомнадзор должен внести связанные с Telegram доменные имена (Telegram.org, web.telegram,org, t.me), а также IP-адреса серверов мессенджера, в единый реестр запрещенных интернет-ресурсов. СМИ писали о том, что этот перечень может обновиться уже 16 апреля. После этого операторы должны ограничить доступ к Telegram в течение суток (реестр обновляется дважды в сутки — в 9:00 и 21:00). Для этого в зависимости от избранного способа провайдерам может понадобиться от нескольких часов до нескольких дней. Кроме того, надзорное ведомство вправе потребовать и удаления приложения из магазинов App Store и Google Play, чтобы лишить пользователей возможности его скачать.

Программист vs ФСБ

Судебных «разборок» можно было бы избежать, если бы создатель Павел Дуров, создавший Telegram вместе со своим братом Николаем, согласился с требованиями ФСБ и предоставил ключи шифрования, которые используются, в частности, для засекречивания «тайных» чатов в мессенджере — помимо прочего, содержание этих «конфиденциальных» бесед может автоматически удаляться после истечения установленного пользователем времени. Представители Telegram (в суде их, кстати, не было — Дуров заявил, что участие адвокатов в заседании лишь поможет «легитимизировать откровенный фарс») в ответ на это утверждали, что даже чисто технически выполнить это требование спецслужбы невозможно — ключи хранятся только на гаджетах самих пользователей.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Александр Жаров

Фото: ТАСС/Сергей Фадеичев

Глава Роскомназора Михаил Жаров, впрочем, говорил, что в этом плане Telegram несколько лукавит: по его словам, любой мессенджер «может изменить свою архитектуру, чтобы соответствовать законодательству страны, в которой работает». Чтобы детальнее прояснить этот вопрос, понадобится техническая экспертиза, добавил руководитель ведомства.

Вообще конфиденциальность и защита информации пользователей была поставлена основателем Telegram во главу угла в этом конфликте. Такой подход во многом объясним — четвертый по популярности в России (после WhatsApp, Viber и созданного тем же Дуровым «ВКонтакте») мессенджер используется, например, бизнесменами, которые явно не хотят, чтобы деловая информация из переписки попала к третьим лицам. Жесткой позицией в этом вопросе Дуров явно хотел подыграть ярым сторонникам защиты тайны переписки. Однако «коса» борцов за конфиденциальность виртуального общения нашла на крайне твердый «камень» позиции государства в целом и спецслужб в частности.

От Персии до Поднебесной

Ситуация с Telegram в России — не первый в истории мессенджера случай, когда государство предъявляет к нему целый список жестких требований, грозя судами и блокировкой. В Иране Telegram заменил для пользователей целую гамму интернет-ресурсов — начиная от обычных сайтов для заказа товаров или услуг (доставки еды, заказа такси и т.д.) до собственно мессенджеров (с ними в исламской республике дела обстоят плачевно — в Иране ранее были заблокированы и «ВКонтакте», и Facebook, и Twitter). По подсчетам, порядка 40% интернет-трафика в Иране приходится как раз на Telegram, и чаще всего речь идет об использовании сервиса именно коммерческих целях.

Адресованные сервису Дурова «пожелания» Тегерана касались и предположительно террористических каналов, и распространения порнографического контента, и даже набора стикеров, которые в стране с суровым религиозным укладом были признаны неприемлемыми, писал TJournal. В конце прошлого года Telegram вместе с Instagram даже на какое-то время был заблокирован в Иране на фоне массовых акций протеста с экономическими и политическими лозунгами. В итоге во всех случаях требования властей ИРИ по факту выполнялись, неугодные каналы и контент блокировались.

Павел Дуров

Фото: Global Look Press/lukomore.org

Однако обычно всё это совершалось без громких публичных конфликтов, подчас — просто в одностороннем порядке, что и позволяло компании Дурова «сохранить лицо»: официальный представитель Telegram Маркус Ра утверждал: «Наши правила одинаковы для всех стран, включая Иран и другие государства Ближнего Востока: мы не делимся данными с правительствами и не участвуем в политической цензуре».

Гораздо жестче к иностранным интернет-сервисам подходят в Китае. Власти КНР, которых многие правозащитники небезосновательно упрекают в стремлении поставить под контроль национальный сегмент глобальной сети, заблокировали Facebook, Snapchat, Twitter, Instagram, Flickr, Tinder, YouTube, Periscope и другие ресурсы. В стране активно используется отечественное приложение WeChat, на которое завязан в том числе и бизнес, прежде всего малый и средний. Западные эксперты подозревают WeChat, который принадлежит китайскому IT-гиганту — корпорации Tencent, в тайной цензуре, в том числе политической.

Сервис даже на несколько дней блокировался на территории России — в мае прошлого года доступ к сервису был ограничен из-за отказа мессенджера регистрироваться в реестре организаторов распространения информации. Видимо, «китайские товарищи» быстро всё подсчитали, решили, что терять трафик из России (а общее число пользователей WeChat оценивает почти в миллиард человек) из-за «непонимания» с властями просто невыгодно и выполнили предъявленные к ним требования.

«Закон есть закон»

Реакция российских властей на решение суда о блокировке Telegram в целом была спокойной. Так, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, хотя и признавал мессенджер Дурова «очень удобным», заявил, что при отсутствии компромисса (читай — согласия Telegram пойти на уступки) после блокировки сервиса ему придется искать замену, добавив: «Закон есть закон». Уже после решения Таганского суда официальный представитель Кремля сообщил о том, что в качестве альтернативы Telegram установил себе ICQ. «Пробуем пока», — сказал Песков.

Флешмоб в поддержку мессенджера Telegram в Санкт-Петербурге

Фото: ТАСС/Петр Ковалев

О переходе на альтернативные каналы коммуникации объявил и ряд других чиновников и ведомств. Так, российский МИД будет вещать через Viber, сообщила РБК официальный представитель ведомства Мария Захарова. По ее словам, сейчас нужны «инструкции Роскомнадзора о том, как исполнять это решение и как чиновнику, и как руководителю пресс-службы госструктуры». «Что касается межличностной коммуникации, я пользуюсь другими мессенджерами», — добавила Захарова. При этом в своем Facebook дипломат написала, что не согласна с идеей блокировки мессенджера. «Что сделать надо было — регистрировать каналы», — отметила она, добавив, что это ее личное мнение и «вряд ли оно на что-то повлияет».

«Умный в гору не пойдет»

Для мало-мальски продвинутых пользователей обойти вводимую блокировку Telegram не составит особого труда. Доступ к мессенджеру можно сохранить, воспользовавшись VPN (Virtual Private Network) или возможностями прокси-серверов. Павел Дуров на своей страничке в «ВКонтакте» также написал об этих возможностях, предупредив, что в первые часы блокировки сторонние VPN и Proxy-сервисы, вероятно, будут перегружены, что приведет к замедлению в их работе. Он также заявил, что Telegram намерен использовать «встроенные методы обхода блокировок», которые не потребуют каких-то дополнительных действий со стороны пользователей.

Доступ к мессенджеру можно сохранить, воспользовавшись VPN или возможностями прокси-серверов

Фото: REUTERS/Dado Ruvic

В России с ноября прошлого года действует закон, согласно которому различные сервисы для обхода блокировок, в том числе анонимайзеры и VPN, должны ограничивать доступ к запрещенным ресурсам по требованию силовиков. Однако по факту прописанные в этом акте нормы не выполняются. Так, в феврале в Роскомнадзоре заявили РБК, что на данный момент требование о блокировке доступа к сайтам, попавшим в черный список, ведомство не отправляло ни одному VPN-сервису или анонимайзеру.

Кроме того, существует и проект Tor, который используется для анонимизации и обхода барьеров, в том числе создателями нелегального контента, например, порнографического, а также другими криминальными элементами, включая торговцев оружием, живым товаром и наркотиками. Эффективного и не очень трудоемкого способа его блокировки не существует и не факт, что он может появиться в принципе.

 

Прямой эфир