Вечный нонконформист
В возрасте 86 лет скончался Милош Форман, классик мирового кино, лидер чехословацкой «новой волны», ставший одним из главных режиссеров в истории послевоенного Голливуда.
«Известия» вспомнили пять лучших фильмов в карьере мастера.
«Любовные похождения блондинки» (1965)
Первую номинацию на «Оскар» — за лучший иноязычный фильм — режиссер получил в 35. Сын евреев, погибших в нацистских лагерях, Форман с самого начала тяготел к мрачным высказываниям, но «завернутым» в трагикомический или откровенно абсурдный сюжет. Самый успешный фильм чехословацкого периода — горькая комедия о том, что любовь госпланированию не поддается.
В моногороде с обувной фабрикой на 16 невест приходится всего один жених. Девицы чахнут без любви и внимания, что, естественно, сказывается на производстве. И тогда директор фабрики организует в городке танцы с подвозом солдат из армейской части. Но вместо бравых юнцов приезжают разменявшие пятый десяток «запасники».
«Бал пожарных» (1967)
За эту черную комедию на Формана обиделись все пожарные страны. Несколько десятков тысяч даже написали заявления об уходе в знак протеста против выхода фильма. И вернулись только после того, как режиссер публично заявил, что это кино не про них конкретно, а про общество и страну в целом. Через год после подавления «Пражской весны» Форман покинет родную Чехословакию.
Пожарная часть собирается торжественно отметить юбилей заслуженного коллеги, однако с самого начала всё идет не по плану. Конкурс красоты никак недобирает участниц, лотерея еще до розыгрыша лишается призов, а тут еще не к месту в городе разгорается пожар. Фарс легко уживается с приемами «новой французской волны» и жесткой критикой общественно важных институтов, которые занимаются чем угодно, кроме того, чем заниматься обязаны.
«Пролетая над гнездом кукушки» (1975)
Многие режиссеры из Восточной Европы пытали счастье в Голливуде, но повезло единицам. Однако Милош Форман опередил всех. Эта экранизация «библии нонконформизма» навсегда вписала его в историю американского кино. Фильм заработал в прокате почти столько же, сколько «Челюсти» Стивена Спилберга, и собрал всю «большую пятерку» на премии «Оскар» — призы за актера, актрису, сценарий, режиссуру и лучший фильм.
Мелкий жулик Рэндл Патрик Макмерфи (Джек Николсон) симулирует безумие, чтобы избежать тюрьмы. Однако в психиатрической лечебнице он сталкивается с другим тоталитарным режимом, лишающим пациентов права на личную жизнь. А самое страшное — сами они свободы не очень-то и хотят. Макмерфи пытается раскачать этих великовозрастных детей, но система в лице старшей сестры просто так своих позиций не сдает.
«Амадей» (1984)
Менее чем через десять лет Форман снова поднялся на сцену за «Оскаром». Костюмный эпик о великом композиторе получил восемь премий, в том числе за лучший фильм и лучшую работу режиссера. До сих пор это самая успешная и самая любимая зрителями мира картина об истории классической музыки.
Моцарт (Том Халс) идет по жизни, заливисто смеясь, чем плодит завистников и врагов. Бесталанный Сальери (Ф. Мюррей Абрахам) придумывает хитроумный план, как навсегда избавиться от счастливчика. Ироничный и броский фильм о главной рок-звезде эпохи клавесина очень точно и емко доказывает, что настоящая гениальность обязана раздражать и доводить окружающих до белого каления.
«Народ против Ларри Флинта» (1997)
Форман всю жизнь исследовал конфликт человека и системы, но в этот раз материал вызвал настоящий скандал. Работа заслуженного классика была воспринята консервативной общественностью как апология порнографии и женской объективации. Фильм взял главный приз на кинофестивале в Берлине, но на фоне дискуссии внутри страны пролетел мимо главных американских наград.
Для основателя журнала Hustler Ларри Флинта (Вуди Харрельсон) нет ничего святого. Он делает деньги на эротических фото, издевается над критиками и публикует пародии на известных личностей. Ради независимости он даже готов оказаться на скамье подсудимых. Но цена свободы слова именно такова — народу приходится терпеть даже мнение таких людей, как Ларри Флинт.