Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
ЕС с 25 июня ограничит доступ к «Известиям», «РИА Новости» и «Российской газете»
Общество
Песков сообщил об информировании Путина о пострадавших в терактах в Дагестане
Мир
В Кремле выразили намерение обсудить с Сербией вопрос поставок оружия на Украину
Общество
Количество пострадавших в результате атаки ВСУ на Севастополь возросло до 153
Мир
Захарова сообщила о разработке РФ ответных мер на запрет ЕС доступа к ряду СМИ
Авто
Россия стала крупнейшим рынком по экспорту авто из Китая
Общество
RT узнал подробности о предполагаемом террористе из Дербента Кагирове
Происшествия
Случаи заболевания ботулизмом выявлены еще в трех регионах России
Мир
Захарова пообещала ответ Москвы на отзыв аккредитации журналиста из РФ в Австрии
Экономика
Эксперт спрогнозировал снижение объема выдачи ипотеки в июле и августе в РФ на 20%
Интернет и технологии
В ГД внесли проект о запрете дискриминации российских приложений в App Store
Общество
Мурашко сообщил о тяжелом состоянии 14 пострадавших после атаки ВСУ на Севастополь
Общество
Прокуратура пригрозила уголовным делом рэперу Моргенштерну
Экономика
Экономист назвал 14-й пакет санкций против России самоубийством Запада
Экономика
Экономист оценил планы Минфина разрешить арендодателям получать налоговый вычет
Спорт
Спортсмены из РФ прошли предварительную регистрацию на Паралимпиаду в Париже
Происшествия
В Архангельской области подросток пропал после опрокидывания лодки в Белом море

СМИ обяжут содействовать борьбе с экстремизмом

Для борьбы с пропагандой терроризма депутаты предлагают создать «народные дружины» из числа гражданских активистов
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Материалы в СМИ начнут проверять на предмет содержания экстремистской и террористической идеологии, а за выявленные нарушения — штрафовать и закрывать. «Опасный» контент будут вычислять и в социальных сетях, для чего планируется создать «народные дружины» из числа интернет-активистов. Такие меры могут быть приняты на основе модельного закона «Об информационном противоборстве терроризму и экстремизму», разработанного для стран — членов ОДКБ с учетом предложений заинтересованных ведомств, в том числе НИЦ ФСБ. Ожидается, что документ будет принят на ближайшем заседании Парламентской ассамблеи ОДКБ осенью 2018 года. В дальнейшем на его основе разработают национальный закон, заявил «Известиям» замглавы комитета Госдумы по безопасности Анатолий Выборный («Единая Россия»). Эксперты называют закон «актуальным», однако призывают четко прописать критерии «экстремистских действий».

Информационная сфера активно используется для пропаганды радикальных идеологий и информационных кампаний, подрывающих национальную и международную безопасность, говорится в пояснительной записке к законопроекту (есть в распоряжении «Известий»). Документ призван достичь «информационного превосходства» над экстремистами и террористами и сформировать в обществе неприятие соответствующих взглядов. Для этого необходимо «объединить усилия госструктур и общественных институтов», говорится в нем.

Особая роль отводится средствам массовой информации, которых обяжут содействовать госорганам в этой работе. Так, руководители СМИ должны проверять редакционные материалы на предмет поддержки экстремистской идеологии и сообщать обо всей информации, которая может свидетельствовать о подготовке преступлений. За нарушения издание могут не только оштрафовать, но и закрыть.

Для усиления борьбы с кибератаками планируется ужесточить и контроль доступа к государственным информационным ресурсам. Для этого может быть введена дополнительная идентификация пользователей и регистрация их действий в Сети.

Проверки ждут и интернет-сообщества, которые используют экстремисты и террористы. Документ предлагает установить в них «антитеррористическое информационное доминирование»: раскрывать несостоятельность идеологии и склонять к отказу от нее. Пользователям, которые выйдут из таких групп, окажут «психологическую и иную помощь», следует из законопроекта.

Какая именно информация подпадет под «используемую в террористических или экстремистских целях», определит уполномоченный орган (его утвердит глава государства или правительство). 

— Мы живем в то время, когда с помощью мобильного устройства можно развернуть самолет или нарушить работу атомной станции, а информационные войны представляют не меньшую опасность, чем реальные. Влияние на настроения общества, промывка мозгов — эффективные инструменты преступников, и государство должно обладать всеми необходимыми инструментами для противодействия ему, — заявил «Известиям» Анатолий Выборный.

Для реализации закона можно активно использовать общественные организации, полагает он. Они могли бы увеличить эффективность работы уполномоченного органа власти (скорее всего, в России им станет ФСБ). Так, активисты займутся мониторингом соцсетей и интернет-сообществ в поисках групп с опасным контентом. Такая деятельность аналогична работе «народных дружин», которые помогают правоохранителям в охране общественного порядка, отметил депутат.

Самыми жесткими должны стать меры ответственности за экстремистские «вбросы», полагает профессор федерального исследовательского центра «Информатика и управление» РАН Андрей Костогрызов. По его мнению, за недостоверную информацию в СМИ журналист и издание должны нести ответственность вплоть до уголовной. Мониторить интернет необходимо с помощью автоматизированных систем, опасный контент — удалять, а разместивших его пользователей — наказывать. 

Актуальность такого закона в последнее время возросла в связи с информационной войной, развязанной против нашего государства, говорит зампредседателя комиссии Общественной палаты РФ по безопасности Михаил Аничкин. Однако в первую очередь нужно выделить четкие критерии реальных экстремистских действий, с тем чтобы отличить их от обычных объективных фактов недовольства непрофессиональными действиями представителей институтов власти, подчеркнул он. По мнению эксперта, закон необходим для обеспечения баланса интересов государства и общества по использованию интернет-пространства и информационного поля в целом.

Ожидается, что модельный закон будет принят государствами — членами ОДКБ на ближайшем заседании Парламентской ассамблеи, которое пройдет осенью 2018 года.

 

Прямой эфир