Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы
Государственный центр современного искусства в составе РОСИЗО представил «Прибытие поезда». Мультимедийная экспозиция призвана показать эволюцию образа железнодорожного транспорта в искусстве — от легендарной люмьеровской короткометражки, давшей название проекту, до новейших экспериментов в сфере видео-арта.
Идея эффектная и располагающая к созданию увлекательного «роуд-муви» с помощью произведений искусства. И выбор здесь огромен: мало кто из художников и кинорежиссеров конца XIX – начала XXI века обошел вниманием тему поездов. Однако в этом же и уязвимое место концепции: как ни старайся, раскрыть тему сполна не удастся. Можно лишь сфокусироваться на чем-то одном или попробовать выстроить внятную драматургию.
Впрочем, команда кураторов (Виталий Пацюков, Екатерина Дракунова, Анастасия Козаченко, Светлана Макеева) пошла по другому пути и предпочла создать вольную мозаику образов, оборотной стороной чего стала фрагментарность, случайность, особенно по части живописи.
Да, здесь представлена прекрасная работа Ильи Кабакова «Смерть собачки Али» (1969), имитирующая детские рисунки, два эффектных холста Семена Файбисовича, которому, как никому другому, удаются образы пассажиров электричек, и даже огромный триптих Владимира Янкилевского «Take a Train... IV» (1992) — под него выделена отдельная комната.
Но у того же Янкилевского тема поездов куда лучше раскрыта в других работах (например, в триптихе №14 «Автопортрет. Памяти отца», который сейчас экспонируется на ретроспективе в Московском музее современного искусства). Аналогичная ситуация и с Эриком Булатовым, представленным в экспозиции единственным рисунком — «Не прислоняться» (1984). Здесь, конечно, должен быть «Поезд» 2007 года, но — приходится довольствоваться тем, что есть.
Иное дело — видео-арт и инсталляции. Бесконечные экраны — от маленьких до огромных — окружают со всех сторон, и везде несутся паровозы, трясутся вагоны, мелькают рельсы, лица пассажиров, пейзажи… Скромная экспозиция живописи, конечно, теряется рядом с этим визуальным водопадом, сливающим в один поток фрагменты фильмов Дзиги Вертова и Алексея Германа, экспериментальные короткометражки Томаса Эдисона и Ман Рэя, динамичные инсталляции Александра Бродского и Анны Урбан.
Зрителю предлагается в буквальном смысле войти внутрь этого «вагона искусства», отправиться в путешествие. Александр Бродский воссоздал в одном из мини-залов интерьер поезда дальнего следования: полки с матрацами, занавешенные окна и откидной стол с позвякивающей чашкой чая — образ, рождающий множество воспоминаний и ассоциаций у каждого. А Сергей Головач предложил сесть в кабину машиниста метро: видео «Следующая станция Chinatown», снятое на айфон в московской подземке, позволяет увидеть ежедневный путь миллионов людей с нестандартного ракурса.
В какой-то момент посетитель выставки, правда, может вспомнить известную байку про Сталина. Во время просмотра фильма «Поезд идет на Восток» вождь спросил, на какой станции по сюжету остановился состав, после чего пошутил: «Вот здесь я и сойду». Мельтешение и хаотичность сменяющихся образов утомляют, а мысленно связать их воедино, ухватить цельный «сюжет» — не удается. Поэтому путешествие это в итоге никуда и не приводит. Разве что можно вдоволь налюбоваться художественными «видами из окна».
Экспозиция разместилась на трех этажах фонда культуры «Екатерина», выставка продлится до 20 мая.