Маски для золотой дюжины
В Большом театре вручили премии «Золотая маска» — «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства». Впервые награждение почетными «масками» решили выделить в отдельную церемонию и приурочить ее к Международному дню театра. Готовилась торжественная, праздничная программа в Белом фойе Исторической сцены, но трагедия в Кемерово внесла свои коррективы. Награждение лауреатов председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин начал с минуты молчания.
В этом году было решено отметить 12 корифеев. Получилась золотая дюжина народных артистов: Валентин Гафт, Александр Ширвиндт, Владимир Андреев, Алла Покровская, Иван Краско, Галина Анисимова, Николай Боярчиков, Анатолий Гладнев, Алла Журавлёва, Владимир Рецептер, Юрий Бурэ-Небельсен и Вера Кузьмина. Прослужившая в Чувашском драматическом театре 70 лет Вера Кузьминична отметила, выходя за наградой, что в Москве не забывают театры из глубинки. Она рассказала, как ее, деревенскую девчонку, приняли в столичный ГИТИС, а потом прочла стихи на чувашском, да так, что многие зрители расплакались. Но в разговоре с «Известиями» Вера Кузьминична продемонстрировала редкий оптимизм: «В ноябре отмечу 95. Это же всего ничего. Устроим праздник. Приезжайте», — рассмеялась актриса.
Отмечать наградами заслуги не только мэтров московских театров, но и любимцев публики из регионов — традиция «Золотой маски». В этом году среди лауреатов были представители Санкт-Петербурга, Воронежа, Курска, Мурманска и Чебоксар.
Президент «Золотой маски», народный артист России Игорь Костолевский признался, что слова «достоинство» и «честь» так редко сейчас вспоминают, что они вполне могут исчезнуть из словаря. Но лауреаты премии подтверждают своей жизнью, что эти понятия — не анахронизм.
— У меня много наград, — сказал Валентин Гафт, получая «Золотую маску». — Счастья особо от них нет, но всё-таки приятно. Как говорил Олег Табаков: «Если дают, надо брать!»
Вспомнила своего худрука и актриса Художественного театра Алла Борисовна Покровская.
— Большое спасибо Олегу Павловичу и Кириллу Серебренникову, которые сделали мои последние 20 лет в театре счастливыми, — сказала народная артистка.
Отец актрисы, великий режиссер Борис Покровский, работавший в Большом театре, отговаривал дочь от артистической карьеры. Мол, внешность у нее не выдающаяся, таким не место в профессии. Но Алла Борисовна против воли отца на сцену всё же вышла. Так как унаследовала от него не только драматический талант, но и характер.
— В день спектакля сотрудники театра, артисты знают, что мимо гримерки Аллы Борисовны надо ходить на цыпочках, должна быть тишина. Потому что Покровская в это время вживается в образ и ищет зерно роли, — подметил Евгений Миронов. — А еще Алла Борисовна — гениальный педагог, профессор, воспитавшая в Школе-студии МХАТ не одно поколение артистов.
О своих педагогах вспоминал президент и старейший актер Театра Ермоловой, народный артист СССР Владимир Андреев. Ему преподавала еще ученица Станиславского Варвара Вронская, а также Андрей Гончаров и Андрей Лобанов. «Память об этом сильно помогает жить, действовать, играть, — вспоминал Владимир Андреев. — А когда получаешь премии спустя годы служения театру, рождается ощущение, что я еще нужен».
Александр Ширвиндт, принимая «Маску», со свойственной ему иронией воскликнул: «Я что, умираю?»
— Я в последнее время увлекаюсь великой литературой, а ничего чище, точнее, искреннее и правдивее, чем словарь Даля, нет, — сказал актер. — Так вот я посмотрел, как он определил значение слова «маска». Это — «накладная рожа для потехи». А тут — «Золотая маска»!
О том, кому из конкурсантов 2017 года достанутся «накладные рожи», мы узнаем 15 апреля. В этот день на Новой сцене Большого театра состоится финальная церемония вручения премии «Золотая маска».