Задача со звездочкой
В послании Федеральному собранию президент поставил задачу обеспечить регулярную индексацию пенсий, причем в размерах, превышающих инфляцию. Это хорошая гарантия того, что не повторится ситуация 2016 года, когда практически впервые в российской истории повышение цен обогнало рост пенсий. Следует отметить, что за период с 2005 по 2015 годы пенсии устойчиво увеличивались темпами, существенно превышающими инфляцию. За указанный период среднегодовой индекс роста пенсий составил около 14% при среднегодовом росте цен около 9%.
Если говорить о перспективе на период до 2025–2030 года и исходить из долгосрочных прогнозов Министерства экономического развития, то выполненные нами прогнозные расчеты показывают, что рост пенсии на уровне инфляции вполне возможен. Но это позволит лишь обеспечить сохранение текущего соотношения среднего размера страховой пенсии по старости и прожиточного минимума пенсионера на уровне примерно 1,5–1,6.
Более серьезным вызовом является другая поставленная в президентском послании задача — о сокращении разрыва между размером пенсии и заработной платы, которая была у человека перед выходом на заслуженный отдых.
Согласно имеющимся у нас прогнозным расчетам, при инерционном сценарии соотношение средней пенсии и зарплаты будет снижаться с текущих уровней 35% до 28-30% к 2030 году и до 24% к 2050 году. В результате пенсия всё меньше будет выполнять свою основную функцию страхования утраченного заработка при прекращении работы в связи с выходом на пенсию. Она постепенно будет трансформироваться в пособие по бедности, что не соответствует концепции страховой пенсионной системы.
Указанные тенденции обусловлены целым рядом факторов. В первую очередь это усиливающаяся из-за объективных демографических трендов несбалансированность между численностью пенсионеров и лиц в трудоспособном возрасте. Это и ухудшающееся в связи со снижением занятости на крупных предприятиях и появлением новых форм занятости соотношение между численностью пенсионеров и лиц, за которых уплачиваются страховые взносы. Оказывает влияние и большой объем скрытой заработной платы, на которую не начисляются страховые взносы (около 40% от фонда оплаты труда).
Для того чтобы обеспечить динамичный и устойчивый рост пенсий, необходима более энергичная реализация комплекса мер, которые определены Стратегией долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации. Она утверждена в 2012 году и предусматривает достижение среднего уровня пенсий в размере не менее 2,5 прожиточного минимума пенсионера.
Большинство мер по совершенствованию российской пенсионной системы обсуждаются уже много лет, но в силу ряда причин не реализуются в полной мере. Часть этих мер находится в рамках самой пенсионной системы — это повышение пенсионного возраста, дальнейшее реформирование системы досрочных пенсий и постепенное увеличение требований к продолжительности страхового стажа (хотя бы до 25 лет). Это и вопрос возобновления индексации пенсий работающих пожилых людей с одновременным установлением связи размера выплачиваемой пенсии с их доходом, поэтапная отмена льгот по страховым тарифам для бизнеса и так далее. По нашим расчетам, эти меры могут дать до 40–50% эффекта, необходимого для достижения указанного выше целевого уровня пенсий.
Остальная часть эффекта зависит от мер, выходящих за рамки пенсионной системы. Прежде всего это обеспечение более высоких темпов экономического роста. И второе — это вопросы, связанные с выводом заработной платы из тени.
Необходима энергичная и последовательная реализация всего комплекса мер, так как только часть из них не обеспечит необходимого результата. Тогда появится возможность добиться целевых параметров индексации пенсий, более приемлемого соотношения пенсий и зарплат, будет увеличиваться соотношение пенсий с прожиточным минимумом человека, вышедшего на отдых. И в перспективе можно будет выйти на параметры, которые предусмотрены Стратегией пенсионной реформы.
Автор — заместитель директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции