В Брюсселе завершился саммит Европейского союза. Повестка дня была обширной и традиционной: от Brexit до проблем миграции из стран Ближнего Востока и Северной Африки.
Британский премьер-министр Тереза Мэй попыталась сломать привычный ход беседы экзальтированным выступлением на тему отравления в Солсбери российских граждан — британского шпиона Сергея Скрипаля, которого восемь лет назад обменяли на наших разведчиков, и его дочери. Отчасти харизматичной Терезе Мэй это удалось: заключительный ужин саммита ЕС, продлившийся за полночь, практически полностью был посвящен обсуждению инцидента с «применением бактериологического оружия» на улицах британского городка.
Если предположить, что премьер-министр не врет всему миру и своим уже бывшим коллегам по Европейскому союзу и подобное действительно возможно, то появляется много вопросов к британским спецслужбам и правоохранителям. Ведь в таком случае подобные обстоятельства покушения на жизнь российских граждан на территории Великобритании можно квалифицировать как террористический акт.
И в этом смысле любой приличный человек осудит подобные инциденты и предъявит претензию британским правоохранителям, которые не в состоянии обеспечить безопасность граждан на своих улицах. Неудивительно, что лидеры стран Европейского союза выразили солидарность и единство с народом Великобритании перед лицом подобной угрозы. Что, собственно, и прозвучало в итоговой резолюции саммита ЕС в Брюсселе.
Многие участники саммита высказались за скорейшее проведение расследования этого инцидента. И даже предложили свою помощь. Действительно, крайне важно выяснить истинные причины, заказчиков и исполнителей этого покушения.
И конечно, неприемлемо с точки зрения европейской традиции права голословно обвинять Россию в подобных вещах лишь на том основании, что пострадавшие — граждане РФ, а Сергей Скрипаль — британский шпион, разоблаченный на военной службе в России 14 лет назад.
Призыв Терезы Мэй к лидерам стран Европы по примеру Великобритании отозвать своих послов из России и выслать русских дипломатов, мягко говоря, не нашел понимания и энтузиазма у собравшихся. Если не считать Польши и стран Прибалтики, которые сверяют свою политику с Лондоном, пока в США ночь. Все страны — участницы ЕС категорически отказались от британской авантюры. В Европе не готовы к новой холодной войне с Россией и ее союзниками, к которой подталкивает европейские страны Британия, практически не являющаяся членом ЕС.
Очевидно, в Брюсселе Тереза Мэй пыталась использовать схему, отработанную Западом несколько лет назад, когда был опробован метод мгновенного обвинения: «Это же русские! А кто же еще?!» Сегодня по той же методологии Британия попыталась возглавить новый «крестовый поход» против Москвы, призывая под свои знамена европейцев. К чести лидеров стран ЕС, эта авантюра была встречена скептически.
И дело даже не в том, что доводы Мэй в Европе мало кого впечатляют. Просто на этот раз диспозиция совсем иная. Президент США Дональд Трамп фактически объявил торговую войну Европейскому союзу, а в России на президентских выборах Владимир Путин набрал неоспоримое множество голосов. В этих условиях осложнять и без того непростые отношения с Москвой никто не хочет.
Автор — директор Международного института новейших государств
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции