Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
Мирный житель пострадал при обстреле ВСУ города Шебекино
Мир
В ЕК пообещали утвердить 14-й пакет антироссийских санкций 24 июня
Мир
Главы МИД ОДКБ выразили озабоченность эскалацией конфликта на Ближнем Востоке
Мир
Предвыборный штаб Трампа собрал на $25 млн больше штаба Байдена
Мир
Черногория и соседние страны из-за аварии оказались почти полностью обесточены
Авто
Итальянскую автокомпанию оштрафовали за выдачу китайских машин за свои
Армия
Белоусов заявил, что ВС РФ владеют инициативой на всей линии фронта
Армия
Путин назвал армию и единство народа России всепобеждающей силой
Мир
Орбан заявил о военной миссии НАТО на Украине без участия Венгрии
Армия
ВС России нанесли за неделю 14 групповых ударов по военным объектам Украины
Политика
Политолог усомнился в быстром вступлении Украины и Молдавии в Евросоюз
Политика
Лавров назвал предложения Путина самой реалистичной основой для мира на Украине
Мир
Армения объявила о признании Палестины
Мир
США решили передавать все производимые системы NASAMS и Patriot Украине
Армия
Экипаж ТОС-1А «Солнцепек» нанес удары по позициям ВСУ на харьковском направлении
Мир
В ICAN заявили о продолжении подготовки США к размещению ядерного оружия в Британии
Общество
Роспотребнадзор сообщил о принятых мерах против распространения холеры в РФ

На Театральной площади настали «Последние дни»

Очередная премьера РАМТа посвящена истории и русской словесности
0
Фото: пресс-служба РАМТа/Мария Моисеева
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Жанр очередной премьеры, предназначенной любителям истории и русской словесности, худрук Российского академического молодежного театра (РАМТ) Алексей Бородин определил как «театральный пасьянс». По его словам, в «Последних днях» «сходятся не только вымышленные и реальные герои разных эпох, но и авторы, разминувшиеся в веках».

В данном случае авторы — это Александр Пушкин с «Медным всадником», Михаил Булгаков с «Последними днями» и Борис Акунин со своей новой, специально для РАМТа сочиненной пьесой «Убить змееныша». В основу всех произведений положены реальные события — соответственно петербургское наводнение 1824 года, дуэль и смерть Пушкина, случившиеся в 1837-м, и мужание юного Петра I, взявшего в свои руки правление страной в 1689-м.

Как вид досуга пасьянс — занятие неторопливое, располагающее к размышлению и финальному удовольствию от ловко образовавшегося расклада. С точки зрения верности формату спектакль выглядит неровным. Эстетическое наслаждение, полученное от сочинений Пушкина и Булгакова, страдает от соседства с пьесой современного автора.

Но сначала о приятном. Заключается оно в том, что по выходу из зала отдельные зрители цитируют «Медного всадника» (не в этом ли главная цель литературного театра, сторонником которого зарекомендовал себя Алексей Бородин?). А также в том, что на московскую сцену вернулись «Последние дни», одно из самых ярких в театральной истории жизнеописаний. От пошлости, свойственной инсценированным биографиям, ее спасает отсутствие на сцене главного героя, а от суеты (без малого три десятка персонажей) — мастерство речевых характеристик и упругий ритм.

И пьеса, и «разрежающая» ее поэма поданы с отменным вкусом. Чеканные строки «Медного всадника» включены в исторический контекст. Читают их петровский служивый (Дмитрий Кривощапов), пушкинский интеллигент (Максим Керин) и булгаковский пролетарий (Павел Хрулев). Меняются времена, уходят люди, а возведенный Петром город стоит. «Последние дни» сочетают точность в костюмах (кринолины, сюртуки, мундиры) с «вневременными» мобильными декорациями и какой-то особенной легкостью, даже воздушностью сценического бытия, созвучной и тексту пьесы, и пушкинской поэзии.

Первый акт проносится на одном дыхании. Во втором, отданном сочинению Акунина, спектакль, несмотря на режиссерские усилия, начинает буксовать. Персонажи в нем писаны одной краской, и как бы ни старались хорошие актеры, уже размявшиеся в предыдущем действии (большинство артистов играют по несколько ролей), разнообразнее, богаче, противоречивее героев и их речения не сделать — материала не хватает.

«Проседают» засидевшаяся в девичестве Софья (Янина Соколовская), истеричный подросток Петр (Виктор Панченко), кузены Голицыны. Один — безупречно благородный (Илья Исаев), другой — пройдоха и циник (Александр Доронин). Сам по себе гуляет традиционный для автора персонаж-перевертыш, загадочный сибирский мужик, по виду и повадкам — классический пахан (Алексей Блохин). Чем больше историческая пьеса становится похожей на детективное «мыло», тем меньше шансов вписать ее в размышления, заданные «Медным всадником» и «Последними днями». Хотя все три произведения посвящены отношениям власти и человека, слишком очевидно несоответствие масштабов осмысления и преподнесения темы. В итоге «Убить змееныша» воспринимается необязательным довеском к предыдущим глыбам и остается спасаться «Медным всадником», текстом которого режиссер предусмотрительно прослоил спектакль вплоть до финала.

«Народ, как дети, требует занимательности, действия... Смех, жалость и ужас суть три струны нашего воображения, потрясаемые драматическим волшебством», — писал Пушкин. У него и Булгакова струны настроены в нужной тональности. Фальшь третьего участника ансамбля концерт не срывает, но и волшебным его не делает.

 

Прямой эфир