Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин поручил кабмину с 2025 года выделить денежные выплаты членам РАН
Армия
Минобороны РФ рассказало о подвигах военнослужащих ВС РФ в зоне СВО
Общество
Система теплоснабжения Москвы переходит на зимний режим за два–три дня
Мир
Коалиция США восемь раз за сутки нарушила воздушное пространство Сирии
Экономика
Общий объем кредитов россиян впервые превысил 36 трлн рублей
Экономика
ЦБ поддержал законопроект о появлении сервиса «второй руки»
Общество
Уровень воды в реке Ишим снизился на всех гидропостах в Тюменской области
Мир
В Пентагоне заявили об отсутствии признаков подготовки Россией ядерного удара
Мир
Регулятор США начал расследование по вопросу проверок Boeing 787 Dreamliner
Происшествия
Раненые сотрудники нефтебазы в ЛНР госпитализированы в состоянии средней тяжести
Экономика
От банков потребуют согласовывать финансовые операции с родственниками
Мир
СМИ сообщили об обстреле ХАМАС израильских военных ракетами малой дальности
Здоровье
Химик сравнила вред кондиционера и пластиковых окон
Общество
Мошенники стали в полтора раза чаще обзванивать россиян в начале 2024 года
Мир
Фракция АдГ в Гамбурге исключила депутата Петерсен после поездки в РФ
Происшествия
В Курске на складе магазина сантехники произошел пожар на площади 500 кв. м
Интернет и технологии
Apple представила новые планшеты iPad Air и iPad Pro

На Театральной площади настали «Последние дни»

Очередная премьера РАМТа посвящена истории и русской словесности
0
Фото: пресс-служба РАМТа/Мария Моисеева
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Жанр очередной премьеры, предназначенной любителям истории и русской словесности, худрук Российского академического молодежного театра (РАМТ) Алексей Бородин определил как «театральный пасьянс». По его словам, в «Последних днях» «сходятся не только вымышленные и реальные герои разных эпох, но и авторы, разминувшиеся в веках».

В данном случае авторы — это Александр Пушкин с «Медным всадником», Михаил Булгаков с «Последними днями» и Борис Акунин со своей новой, специально для РАМТа сочиненной пьесой «Убить змееныша». В основу всех произведений положены реальные события — соответственно петербургское наводнение 1824 года, дуэль и смерть Пушкина, случившиеся в 1837-м, и мужание юного Петра I, взявшего в свои руки правление страной в 1689-м.

Как вид досуга пасьянс — занятие неторопливое, располагающее к размышлению и финальному удовольствию от ловко образовавшегося расклада. С точки зрения верности формату спектакль выглядит неровным. Эстетическое наслаждение, полученное от сочинений Пушкина и Булгакова, страдает от соседства с пьесой современного автора.

Но сначала о приятном. Заключается оно в том, что по выходу из зала отдельные зрители цитируют «Медного всадника» (не в этом ли главная цель литературного театра, сторонником которого зарекомендовал себя Алексей Бородин?). А также в том, что на московскую сцену вернулись «Последние дни», одно из самых ярких в театральной истории жизнеописаний. От пошлости, свойственной инсценированным биографиям, ее спасает отсутствие на сцене главного героя, а от суеты (без малого три десятка персонажей) — мастерство речевых характеристик и упругий ритм.

И пьеса, и «разрежающая» ее поэма поданы с отменным вкусом. Чеканные строки «Медного всадника» включены в исторический контекст. Читают их петровский служивый (Дмитрий Кривощапов), пушкинский интеллигент (Максим Керин) и булгаковский пролетарий (Павел Хрулев). Меняются времена, уходят люди, а возведенный Петром город стоит. «Последние дни» сочетают точность в костюмах (кринолины, сюртуки, мундиры) с «вневременными» мобильными декорациями и какой-то особенной легкостью, даже воздушностью сценического бытия, созвучной и тексту пьесы, и пушкинской поэзии.

Первый акт проносится на одном дыхании. Во втором, отданном сочинению Акунина, спектакль, несмотря на режиссерские усилия, начинает буксовать. Персонажи в нем писаны одной краской, и как бы ни старались хорошие актеры, уже размявшиеся в предыдущем действии (большинство артистов играют по несколько ролей), разнообразнее, богаче, противоречивее героев и их речения не сделать — материала не хватает.

«Проседают» засидевшаяся в девичестве Софья (Янина Соколовская), истеричный подросток Петр (Виктор Панченко), кузены Голицыны. Один — безупречно благородный (Илья Исаев), другой — пройдоха и циник (Александр Доронин). Сам по себе гуляет традиционный для автора персонаж-перевертыш, загадочный сибирский мужик, по виду и повадкам — классический пахан (Алексей Блохин). Чем больше историческая пьеса становится похожей на детективное «мыло», тем меньше шансов вписать ее в размышления, заданные «Медным всадником» и «Последними днями». Хотя все три произведения посвящены отношениям власти и человека, слишком очевидно несоответствие масштабов осмысления и преподнесения темы. В итоге «Убить змееныша» воспринимается необязательным довеском к предыдущим глыбам и остается спасаться «Медным всадником», текстом которого режиссер предусмотрительно прослоил спектакль вплоть до финала.

«Народ, как дети, требует занимательности, действия... Смех, жалость и ужас суть три струны нашего воображения, потрясаемые драматическим волшебством», — писал Пушкин. У него и Булгакова струны настроены в нужной тональности. Фальшь третьего участника ансамбля концерт не срывает, но и волшебным его не делает.

 

Прямой эфир