Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Блинкен заявил об отсутствии данных о военных поставках Китая России
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Культура
Главный приз «Золотой святой Георгий» ММКФ получил фильм «Стыд» Мексики и Катара
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Спорт
Международная федерация баскетбола продлила отстранение россиян до декабря 2024-го
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Общество
В Ростовской области задержан избивавший граждан 17-летний подросток
Спорт
FIG удалила из правил пять названных в честь российских гимнасток элементов
Спорт
Тетерин победил Манжуева в бою турнира «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Культура
Лучшим российским фильмом ММКФ стала картина «Лгунья» режиссера Трофимовой
Мир
На Тайване произошло землетрясение магнитудой 6,1
Мир
Минимум 10 человек погибли в результате пожара в гостинице в Бразилии
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Человек широчайшей русской души

Пианист Денис Мацуев — о многогранном гении Сергея Рахманинова
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Мне запомнился один вечер. Это было 25 ноября 2005 года в Париже, в Театре Шанз Элизе: только что закончился мой концерт, и в артистическую зашел человек очень похожий на Сергея Васильевича Рахманинова. Я даже как-то немного опешил. 

«Если вы бросите курить, я вам сделаю подарок, который вас поразит», — первое, что сказал этот человек. Я никогда не был курильщиком, но мог иногда покурить после концерта. Поэтому сразу потушил сигарету и ответил: «Я готов». Моим гостем оказался внук Сергея Васильевича Рахманинова Александр Борисович. Он сказал: «Я решил вам подарить две неизвестные партитуры моего деда, которые никто никогда не слышал и не видел. Это Сюита ре минор и Фуга ре минор. Два его ранних произведения, написанные еще в студенческие годы в консерватории».

По легенде, эта сюита вместе с фугой были отправлены Петру Ильичу Чайковскому, мнение которого для Рахманинова было всегда важным. Но по каким-то причинам — то ли секретарь не передал, то ли еще что-то произошло — их след с тех пор был утерян. И только лет 10–15 назад эти партитуры обнаружили сотрудники Музея имени Глинки и переслали Александру Борисовичу. Ну а право не просто первым исполнить, но и записать эти два произведения он подарил мне. Причем исполнение предполагалось на личном рояле композитора в его имении Сенар в Швейцарии.

В Сенаре композитор жил в 1930-е годы. Настроение, царившее в доме, его обстановку Александр Борисович сохранил буквально до защелок на форточках. Рахманинов для меня как икона, поэтому когда я попал в его дом, в эту атмосферу гения, то ощутил себя, наверное, самым счастливым человеком на свете. Это еще была и огромная ответственность, потому что работать пришлось с уртекстом. Просто нотами. На них не было указаний нюансов и штрихов. Так получилось, что я стал еще и соучастником композиторского процесса. Это, наверное, самый судьбоносный момент моей жизни. Тогда же Александр Борисович пригласил меня стать артистическим директором фонда Рахманинова.

Во время записи я безумно волновался, но пластинка имела успех везде. Программу мы сыграли в 40 странах мира. И сейчас мне очень приятно, что эти произведения прочно вошли в репертуар многих пианистов. Успех Сюиты ре минор и Фуги ре минор нисколько не удивляет, потому что фигура Сергея Васильевича Рахманинова не только для меня, но и для любого человека, связанного с музыкой, не говоря уже о пианистах, стоит особняком. Рахманинов уникален еще и тем, что не написал ни одного неудачного произведения. А этим не могут похвастаться даже великие композиторы. Почти у каждого из них есть проходные  опусы.

Но в творчестве Рахманинова такое деление отсутствует на генном уровне. Любое произведение — это совершеннейший шедевр независимо от того, написано оно для фортепиано, оркестра или для голоса. Все романсы — шедевральные, все концерты, прелюдии, этюды... Рахманинов феноменален еще и тем, что был одинаково велик в трех музыкальных ипостасях — как композитор, пианист и дирижер. Многие забывают, что Сергей Васильевич был великим дирижером, работал в Большом театре. Запись его «Острова мертвых» — недосягаемый шедевр дирижерской работы. Как и его пианизм, к которому до сих пор никто и не приблизился. В том, как играл на рояле Рахманинов, раскрываются и его человеческие качества, совершенно удивительные.

Определить, что за человек сидит за инструментом, можно мгновенно — это проявляется в интерпретации музыки. То же самое и с композиторами. Так вот — и в музыке Сергея Васильевича, и в его игре можно увидеть, что он был человеком широчайшей русской души. Все его произведения пропитаны удивительной ностальгией. Даже те, которые он написал еще в России. Уже тогда, он, видимо, предчувствовал трагедию 1917 года. Революция — это трагедия, она заставила гениальных людей по собственной воле покинуть свою любимую Россию. И Рахманинов был среди них. А если брать произведения, сочиненные уже в эмиграции, — «Вариации на тему Корелли», Четвертый концерт для фортепиано с оркестром и «Симфонические танцы» — они не только вошли в антологию мировой музыки, но и пронизаны еще более глубокой тоской по Родине, по любимой Ивановке, любимой сирени...

10 декабря 2017 года с Валерием Гергиевым в знаменитом зале Сантори-холл в Токио на закрытии Года культуры России в Японии мы сыграли все концерты Рахманинова. Это был для меня один из самых памятных вечеров сезона. 1 и 2 апреля я сыграю в хронологическом порядке все концерты Сергея Васильевича и его Рапсодию на темы Паганини в Зале имени Чайковского с ГАСО имени Светланова под руководством маэстро Александра Сладковского.

У меня нет такой цели — ставить рекорды, но я люблю играть концерты Рахманинова. Исполнить их подряд —  с Первого по Четвертый — значит за кратчайший промежуток времени прожить жизнь Сергея Васильевича. С выпуска из консерватории до американского периода его жизни. Эти произведения я играю по много-много раз в году. Только к Четвертому концерту пришлось идти долгие годы. Я сыграл его впервые лишь в 2017-м. И сегодня нахожусь в наивысшей точке виртуального романа с этой гениальной музыкой.

Третий концерт я могу считать своей визитной карточкой, первый раз сыграл его в 13 лет в своем родном Иркутске. Это, наверное, самое гениальное произведение Рахманинова. Одновременно самое трудное — по масштабу и технике. Кто-то посчитал, что в нем 55 тыс. нот. Второй концерт, который наряду с Первым концертом Чайковского является одним из лучших произведений для фортепиано с оркестром, занимает особое место в моей жизни. Никогда не забуду свое выступление в Сочи на стадионе «Фишт», когда на закрытии Олимпийских игр эту гениальную музыку одновременно слушали несколько миллиардов человек. Сейчас у меня начинается мировой тур по 23 столицам мира. Буду исполнять марафон из концертов Сергея Васильевича Рахманинова. И весь этот год давать концерты, посвященные его юбилею.

Автор — пианист, народный артист России

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Прямой эфир