Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Первый тур выборов президента в Румынии проведут повторно при отмене КС его итогов
Мир
Экс-глава МИД Украины заявил о неспособности Киева победить в конфликте
Мир
Меркель призвала дождаться подходящего момента для переговоров по Украине
Общество
Синоптик спрогнозировал теплый декабрь в Москве
Здоровье
Эндокринолог рассказала о влиянии гормонов на набор веса
Экономика
Экономист оценил намерение Молдавии не погашать долг перед «Газпромом»
Мир
К зданию парламента в Тбилиси на фоне митинга стянуты силы спецназа
Армия
ВС РФ уничтожили беспилотник Grey Widow ВСУ в Запорожской области
Мир
В раде после увольнения командующего ВСУ Павлюка призвали к отставке Сырского
Армия
ВС РФ за неделю освободили четыре населенных пункта в ДНР и Харьковской области
Мир
МИД Тайваня заявил об извлечении ценных уроков из украинского конфликта
Мир
Президент Палестины получил приглашение от РФ посетить празднование Дня Победы
Мир
Страны Балтии отсоединятся от российской энергосистемы 8 февраля
Здоровье
Врач рассказал об опасности ротавируса
Авто
Chery полностью обновит модельный ряд в 2025 году
Мир
Зеленский сменил командующего сухопутными войсками ВСУ
Общество
Невролог рассказал об опасности горячих источников
Интернет и технологии
Российские авиакомпании сообщили о проблемах с оформлением билетов

Воспоминание о Рахманинове

Михаил Плетнев отметил юбилей великого композитора двумя сольными концертами
0
Фото: пресс-служба Московской филармонии
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Михаил Плетнев дал в Москве сольные концерты, приуроченные к 145-летию со дня рождения Сергея Рахманинова. Обозреватель «Известий», посетив первый из двух вечеров, убедился, что среди интерпретаторов музыки «последнего романтика ХХ века» Плетневу по-прежнему нет равных. Но даже в столь ярком и близком ему репертуаре индивидуальность пианиста всё равно выходит на первый план.

В первом отделении прозвучали три ранние пьесы-фантазии, две «Салонные пьесы», а также пять прелюдий из 23-го и 32-го опусов и до-минорная этюд-картина 1916–1917 годов. Компоновка номеров на первый взгляд кажется случайной, но на самом деле здесь есть логика: и драматургическая (Плетнев сопоставляет контрастные пьесы, формируя собственные циклы), и, условно говоря, биографическая.

Начав со знаменитой до-диез-минорной прелюдии, написанной 19-летним Рахманиновым, пианист последовательно проводит слушателей к одному из последних произведений Сергея Васильевича перед эмиграцией. А монументальная Первая соната, исполненная во втором отделении и завершившая основную программу, добавляет к этому еще одну линию: от миниатюр к масштабному высказыванию, от частного — к всеобщему (известно, что, создавая сонату, композитор опирался на сюжет «Фауста»).

В случае с любым другим исполнителем такая программа могла бы называться «Портрет Рахманинова». Но сольное выступление Плетнева — это в первую очередь портрет самого Плетнева. Не стремясь к нарочитой оригинальности трактовок, Михаил Васильевич тем не менее сразу узнаваем благодаря особой, «плетневской» эмоциональности. У него не радость, но, скорее, воспоминание о радости; не боль, остро ощущаемая здесь и сейчас, а глубинный трагизм, исполненный смирения и осознания несовершенства мира…

Не всегда это бывает вполне органично, если исходить из замысла и мироощущения самого композитора. И не всегда произведение раскрывается по-новому. Упомянутая до-диез-минорная прелюдия прозвучала у Плетнева, в общем-то, ожидаемо, разве что грозные октавы обрушивались не столь яростно, как это любят делать молодые пианисты. Но в тех сочинениях, где происходит выход на философское обобщение — в той же «фаустовской» сонате или этюде-картине, — Плетнев демонстрирует сияющие высоты мастерства и глубины смысла.

Излишне говорить, что вне зависимости от произведения каждая нота, извлеченная музыкантом из любимого рояля Kawai (артист возит его за собой на все концерты), очаровывает. Особенно — мерцающее pianissimo. А виртуозные моменты, коих у Рахманинова немало, звучат настолько органично, что о технической сложности даже не задумываешься…

В последние годы Плетнев, некогда оставивший пианистическое исполнительство ради дирижирования, а затем триумфально вернувшийся к роялю, всё чаще выходит на сцену в своем первоначальном амплуа. И всё же фортепианные выступления Михаила Васильевича — по-прежнему «дефицит». Неудивительно, что билеты на оба вечера в Филармонию-2 были распроданы стремительно.

Публика, впрочем, пришла не светская, а своя, филармоническая, которая селфи не делает и знает, когда можно аплодировать. Поэтому взаимопонимание между артистом и слушателями было исключительное. Не обошлось и без финальной стоячей овации, тем не менее не убедившей музыканта сыграть больше двух бисов — фактически общепринятого минимума для успешного концерта.

Зато те два были превосходны: редко исполняемый «Восточный эскиз» Рахманинова и, по принципу контраста, знаменитый до-диез-минорный вальс Шопена. Завершить монографическую программу произведением другого композитора — решение неожиданное, но по-своему оправданное: мол, смотрите, вот откуда вырос Рахманинов. А впрочем, это и неважно. У Плетнева главное — не концепции, а музыка.

 

Читайте также
Прямой эфир