Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Лоран Канте умер в 63 года
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Происшествия
В Москве 30 человек эвакуировали из шашлычной из-за пожара
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Только физика — соль

Ученый Виталий Баган — о том, почему физика остается фундаментом наших научных успехов
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В СССР традиционно была сильна физическая научная школа. Достаточно вспомнить нобелевских лауреатов советского и постсоветского периода: большинство из них получили главную научную премию мира именно в области физики. При любой политической обстановке достижения советских физиков оказывались настолько значимыми, что Нобелевский комитет не мог их не замечать. И неудивительно, что самые сильные университеты у нас в стране — те, которые опираются на естественные науки, и прежде всего физику. Физтех (МФТИ), МИФИ, НГУ. Сильны физические факультеты в Московском и Санкт-Петербургском госуниверситетах. Результаты недавнего мирового рейтинга вузов Times Higher Education (THE) свидетельствуют о том же: Физтех и МИФИ, не имея широкого спектра образовательных направлений, за счет известного бренда и высочайшей репутации в области физических наук занимают самые высокие позиции не только в предметном рейтинге, но и в «общем зачете».

В 2012 году президентом России был подписан указ об обеспечении конкурентоспособности российских вузов на мировой арене. Для реализации этой задачи был разработан национальный «Проект 5–100» — большая программа, включающая административные, финансовые и образовательные меры, которые помогут российским вузам повысить свою конкурентоспособность в мире. Было выбрано три приоритетных общепризнанных мировых рейтинга, на которые ориентируются вузы-участники программы: британские Times Higher Education (THE) и Quacquarelli Symonds (QS), а также китайский рейтинг ARWU. Их методики отличаются в деталях, но за основу оценки везде берется одно и то же: репутация университета — как образовательная, так и исследовательская, — а также показатели цитируемости научных работ сотрудников вуза.

Если верить этим рейтингам, уровень выпускников Физтеха чрезвычайно высок. Например, по мнению физического рейтинга QS, МФТИ входит в десятку лучших, по мнению работодателей, вузов мира. А по версии THE Физтех находится на 14 месте в мире по блоку образование — между Калифорнийским университетом в Беркли и Колумбийским университетом. Такой результат дают опросы тысяч независимых экспертов по всей планете. Так что мы до сих пор вправе гордиться качеством нашего физического образования: оно остается одним из лучших в мире.

Выпускники МФТИ при желании могут получить высокооплачиваемое место в любом западном университете. Но мы, конечно, ориентируем их на продолжение обучения и работу в России. Мы стараемся дать нашим выпускникам возможность применить их высокоуровневые знания в реальных научных исследованиях и разработках. Вовлечение в научную работу у нас начинается с третьего курса и продолжается в магистратуре и аспирантуре. Чтобы мотивировать ребят продолжать работу в России, уровень наших лабораторий должен быть соизмерим с уровнем лучших университетов мира.

По сравнению с прошлым годом, Физтех поднялся на 30 пунктов в физическом рейтинге THE (с 78 на 48-е), и это самый существенный рост из когда-либо случавшихся в предметных рейтингах первой сотни. Почему Физтех так резко взлетел? Раньше наш потенциал в области исследований и показатели цитируемости оценивались не столь высоко. Сейчас же благодаря программе «5-100» мы смогли открыть новые лаборатории по актуальным междисциплинарным направлениям. Эти лаборатории мы создаем в тесном сотрудничестве с традиционными партнерами Физтеха — Академией наук, ведущими промышленными и коммерческими компаниями.

Многие методы междисциплинарных исследований следуют из физики. Например, на Физтехе традиционно очень сильна школа биофизики. Одно из главных направлений в ней — оптогенетика, применение оптических методов исследования к живому организму. Без физической методологии и глубокого понимания физических процессов, происходящих в живом организме, невозможно вести серьезную работу в этой области, как и во многих других сферах современной науки. Когда мы начали открывать лаборатории по актуальным направлениям, узнаваемость Физтеха значительно выросла: нас стали больше цитировать, приглашать на конференции, появилось больше международных коллабораций. Еще три года назад наши работы цитировались хуже, чем в среднем по миру, но сегодня мы уже превысили и среднеевропейский, и  среднеамериканский уровень цитирования.

Однако соревнуемся мы не со средними вузами Европы или США: мы соревнуемся с лучшими. Мы обязаны привлекать в наши лаборатории лучших людей, возвращать выдающихся ученых, которые когда-то уехали работать в другие страны, сотрудничать с лучшими лабораториями Академии наук и отдавать им талантливых студентов — с этим у нас  на Физтехе, к счастью, пока никаких нет проблем. Российская сборная школьников по физике уже не первый год тренируется на базе МФТИ: их готовят те же ученые и преподаватели, которые учат наших студентов. В этом году был установлен мировой рекорд: наши школьники на главном международном соревновании по физике завоевали все пять золотых медалей из пяти возможных. 

Но в науке нет ничего незыблемого. В XIX веке общепризнанной основой физики считалась теория эфира. Еще каких-нибудь 150 лет назад ее всерьез преподавали в университетах, пока Майкельсон и Морли не провели эксперимент, который доказал: невозможно объяснить наблюдаемое поведение света с помощью эфирной теории. Точно так же, как меняются теории в физике, сама физика должна меняться и отдавать свои результаты другим наукам. Физика в XX веке обеспечила прорывы в энергетике, медицине, многих других областях. Мы обязаны продолжить эту миссию.

Что отличает физика от научного работника других дисциплин? Стремление логически объяснить противоречия существующих теорий, неверие в догмы. Занятие физикой формирует в человеке совершенно особенный, критический взгляд на мир. Физические теории всегда проходят проверку практикой: здесь куда чаще, чем в других науках, опровергаются общепризнанные вещи. Физика учит подходить ко всему с определенным зарядом скепсиса и всегда искать собственные нестандартные решения.

Умение во всем сомневаться приносит нашим выпускникам успех в том числе и в бизнесе. В 1990-е, когда не усматривались достойные перспективы в академической науке, многие физтехи занялись предпринимательством. Из них сейчас 11 человек входят в топ-200 списка Forbes. Они смогли приспособиться к бизнесу потому, что были воспитаны на базовых ценностях — трудолюбии, конкуренции, духе сомнения. Идея о том, что всего можно добиться собственным умом, в физике доведена до абсолюта.

Кроме того, физика целиком основывается на проверяемых фактах: здесь нельзя ни с кем договориться о заведомом признании твоих утверждений. Ты обязан поставить объективный эксперимент и предъявить научному сообществу результаты.

Эксперимент, который опровергает ведущую теорию именитого академика, может поставить никому не известный аспирант. В физике такое случается постоянно.

Автор  директор по развитию Московского физико-технического института

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Прямой эфир