Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
FT сообщила об отказе Великобритании от экспроприации российских активов
Мир
Сийярто призвал Сибигу быть сдержаннее после его слов об Орбане
Мир
Еврокомиссия может отменить безвизовый режим с Грузией
Общество
Президент РФ поздравил работников органов безопасности с профессиональным праздником
Общество
Биолог рассказала о вреде майонеза
Мир
Карлсон заявил о нежелании многих в Вашингтоне видеть Вэнса преемником Трампа
Мир
Рубио пошутил про попытку Путина лишить его внимания СМИ прямой линией
Мир
Рубио сравнил действия США в отношении России и Украины
Мир
В Германии указали на внимание Европы к словам Путина на «Итогах года»
Мир
В Британии назвали пугающим предупреждение Путина о последствиях из-за активов
Общество
Число пострадавших от отравления в пансионате в Видном увеличилось до 30 человек
Армия
Средства ПВО за три часа уничтожили 36 БПЛА над территорией России
Общество
Кинолог назвал способ приучить собаку к обуви для животных
Мир
СМИ сообщили о выявлении у сына Роба Райнера шизофрении
Мир
SZ сообщила о планах Мерца разрешить разведке диверсии за рубежом
Мир
Кольцо Наполеона украли из музея в Бельгии
Общество
Эксперт оценил влияние новых правил экзамена глав УК на жильцов

Закат или сумерки

Политический обозреватель "Известий" Евгения Пименова — о том, покинет ли Ангела Меркель свой пост досрочно и чем обернется нынешний политический кризис в ФРГ
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Когда Ангела Меркель на прошедших выборах привела собственную партию к худшему результату в истории, в Германии сразу же заговорили о том, что ей необходимо подать в отставку. Оппоненты в один голос провозгласили, что наступил «конец эры Меркель». Некоторые политики в рядах социал-демократов пошли еще дальше, заявив, что «королева оказалась голой» и думает она главным образом о прочности собственной власти, а не о благе страны. Канцлерин подвергалась нападкам даже со стороны однопартийцев — уйти с политической сцены ее призвали в молодежном крыле ХДС Дюссельдорфа.

Теперь, когда новый кабинет все еще никак не складывается, эту волну едкой критики подхватили и многие респектабельные немецкие СМИ. А накануне таблоид Bild приписал экс-президенту бундестага Норберту Ламмерту, тоже члену ХДС, слова о том, что только начавшиеся предварительные переговоры о Большой коалиции якобы обречены на провал и не за горами — новые выборы.

Конечно, Германия сейчас находится в состоянии внутренней турбулентности, нехарактерной для политсистемы, еще вчера казавшейся столь устойчивой. Но в данном случае скорее стоит обратить внимание на иной аспект. Несмотря на то что формально у Ангелы Меркель впереди еще целых четыре года, все будто бы начали уже подводить политические итоги ее правления. Примечательно, что как сторонники, так и критики фрау канцлерин говорят о времени ее правления не иначе как об эре.

Действительно, для обитателей политического Олимпа время всегда течет иначе. Одни его измеряют эпохами, другие — сроками, периодами или этапами. А что должен сделать (или не сделать?) политик, чтобы его время у власти назвали эрой? В немецкой истории «политических эр» было не так много, и одна из них точно — «эра Аденауэра».

Несмотря на то что «отца немецкой демократии» послевоенного времени Конрада Аденауэра и «мамулю Меркель» разделяет более полувека, многие проблемы, стоящие перед страной, остались в общем-то прежними. К примеру, Аденауэр любил повторять: «Лучше три избирательные кампании, чем одни переговоры с коалицией». Более чем актуальное утверждение сегодня для Меркель.

А на фоне нынешних разговоров о «закате меркелизма» невольно вспоминается, что последние годы Аденауэра у власти называли «сумерками канцлера». К его бесспорным триумфам, которых, правда, к концу правления становилось всё меньше, стали добавляться явные провалы и неудачи. Ему, в числе прочего, не простили Берлинский стены в 1961 году, считая ее появление следствием его дипломатической бездеятельности.

Международный фон «позднего» Аденауэра — война за Суэцкий канал, мировой экономический кризис, восстание в Венгрии. А что сегодня?  Захлестывающие Германию волны мигрантов, Украина, Сирия, политический и идейный кризис Евросоюза… Из главных достижений на счету у Аденауэра —  подписание Римского договора о создании ЕС, историческое примирение с Францией, вступление ФРГ в НАТО. На счету у Меркель — отказ Германии от ядерной энергетики, «спасение» еврозоны путем жестких экономических мер и… наплыв беженцев.

Эмоциональной кульминацией «эры Аденауэра»  стало прибытие последних немецких военнопленных из СССР в лагерь Фридланд, о чем он вел долгие и неоднозначно воспринятые в Германии переговоры с Москвой. Кульминация «эры Меркель» — волны мигрантов с Ближнего Востока, заполняющие пустующие помещения школ и складов в немецких городах.

Нужно вспомнить и то, что сам Аденауэр ушел со своего поста раньше срока, причем не только из-за возраста. Столкнувшись с аналогичным партийно-политическим кризисом — на выборах 1961 года ХДС заметно потеряла голоса — он два года оставался главой правительства, но лишь с тем условием, что уйдет досрочно. Тогда все ждали, что Аденауэр сразу завершит дела и передаст их своему преемнику. Но «яд власти», как говорили современники, заставлял его, разменявшего восьмой десяток, до последнего бороться за свои позиции. 

Теперь в излишнем властолюбии многие упрекают госпожу Меркель. При этом эксперты всерьез говорят о том, что она не проведет в своем берлинском кабинете отведенных ей Основным законом страны четырех лет.

Надо сказать, что призывы к тому, чтобы она ушла с политической сцены, звучат уже несколько лет (особенно активно — с того момента, как страну охватил миграционный кризис). При этом заметная часть как истеблишмента, так и электората просто-напросто устала от ее специфического стиля управления — она руководит нарочито отстраненно и бесстрастно, пребывая зачастую в амплуа арбитра и наблюдателя и предпочитая компромиссы и отложенные решения.  В немецком политическом лексиконе даже появился неологизм — глагол merkeln, означающий «ничего не делать», «выжидать».

Правда, сама канцлерин пока уверена в своей непоколебимости. Ведь реального преемника у нее сейчас нет. Но при этом ведь и альтернативы, предложенные другими политическими силами, не вызвали у электората большого доверия. Вспомним хотя бы тот же «эффект Шульца»: социал-демократ ворвался в большую политику с намерением «спасти Германию от Меркель», а окончилось это историческим поражением СДПГ.

Как отмечают источники «Известий» в ХДС, в кулуарах сейчас говорят, до нового года стартовавшие-таки переговоры о Большой коалиции не завершатся. Но в немецком экспертном сообществе все же исходят из позитивных прогнозов и убеждены в том, что новых выборов все же ждать не стоит. В начале 2018 политический компромисс будет найдет. Вопрос лишь в том, насколько устойчивой будет эта конструкция.

Автор — политический обозреватель «Известий»

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Читайте также
Прямой эфир