Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
FT сообщила об отказе Великобритании от экспроприации российских активов
Мир
Сийярто призвал Сибигу быть сдержаннее после его слов об Орбане
Мир
Еврокомиссия может отменить безвизовый режим с Грузией
Общество
Президент РФ поздравил работников органов безопасности с профессиональным праздником
Общество
Биолог рассказала о вреде майонеза
Мир
Карлсон заявил о нежелании многих в Вашингтоне видеть Вэнса преемником Трампа
Мир
Рубио пошутил про попытку Путина лишить его внимания СМИ прямой линией
Мир
Рубио сравнил действия США в отношении России и Украины
Мир
В Германии указали на внимание Европы к словам Путина на «Итогах года»
Мир
В Британии назвали пугающим предупреждение Путина о последствиях из-за активов
Общество
Число пострадавших от отравления в пансионате в Видном увеличилось до 30 человек
Армия
Средства ПВО за три часа уничтожили 36 БПЛА над территорией России
Общество
Кинолог назвал способ приучить собаку к обуви для животных
Мир
СМИ сообщили о выявлении у сына Роба Райнера шизофрении
Мир
SZ сообщила о планах Мерца разрешить разведке диверсии за рубежом
Мир
Кольцо Наполеона украли из музея в Бельгии
Общество
Эксперт оценил влияние новых правил экзамена глав УК на жильцов

Мода на умеренность

Общественный деятель Александр Корсунов — о том, как прививать здоровую культуру потребления в праздники
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Мне вспоминается один советский мультфильм для взрослых под названием «Банкет» (если кто не помнит, в советские времена мультфильмами для взрослых назывались истории, поднимающие острые социальные темы). В этом мультике люди были невидимы — только напитки, закуска, приборы и веселые разговоры с тостами. В результате одного из таких тостов «язвенника» уговаривают выпить за здоровье именинника, из-за чего в следующую минуту в салате появляется отпечаток его лица. В преддверии новогодних праздников предлагаю поразмышлять на эту тему: что должно (а может, и не должно?) сделать наше государство, для того чтобы народ не встретил Новый год «в салате».

Согласно последним исследованиям, Россия находится лишь на 7-м месте в мире по количеству потребления чистого алкоголя. Может быть, ситуация не столь удручающая, а образ пьяного русского в ушанке с бутылкой водки — лишь продукт американской пропаганды? Можно, конечно, удовлетвориться таким аргументом и сказать, что никакой проблемы и нет, но это ситуацию не разрешит. Люди вдруг, в один момент не прекратят встречать Новый год «под столом», уходить в многодневные новогодние запои и не перестанут замерзать пьяными на улице.

А может, просто нужно отменить слишком долгие новогодние праздники? Некуда народу себя деть, не знают люди, как отдыхать, вот и пьют две недели.

Действительно, позволить себе уехать отдыхать всей семьей на новогодние праздники могут даже не все представители среднего класса. Многие остаются в родных городах и отдыхают как умеют. И здесь уже возникает вопрос ценностей и мотивов потребления. Давайте вспомним про советскую воспитательную модель в отношении алкоголя: если не хочешь стать алкоголиком и валяться под забором, то пить каждый день нельзя, а по праздникам и торжественным событиям — можно. В большинстве семей детям такой «психологический» барьер обозначили весьма четко, поэтому сегодня россиянин в праздник со всей искренностью говорит себе: «Имею право — праздник же!». А вереница новогодних выходных — это же практически целые 10 дней совершенно «официальных» поводов. 

Поведенческие модели менять можно. Просто нужно фокусироваться не только на краткосрочных, но и на долгосрочных методах. К примеру, американские кофейные компании долгие годы не могли продвинуть свою продукцию на японский рынок — местные жители просто-напросто считали вкус кофе отвратительным и отказывались его пить. Тогда корпорации начали активно продвигать в Японии детские печенья и жвачки со вкусом кофе. В результате через 20 лет они вырастили себе суперлояльных потребителей — сегодня японцы лидируют среди стран — потребителей этого напитка, выпивая до семи чашек в день. С точки зрения здорового образа жизни, это, конечно, антипример, но методологически такая мысль весьма привлекательна. Новую, здоровую культуру потребления можно привить и воспитать. Именно поэтому на Западе самые успешные кампании по пропаганде ЗОЖ нацелены на детей.

Государству нет никакого смысла и необходимости тратить ресурсы на дорогую ТВ- и наружную рекламу. Целевую аудиторию — детей и молодежь — можно достать гораздо более дешевыми инструментами. Государство здесь должно перенять маркетинговое оружие самых продвинутых и беспринципных игроков — табачных и фастфуд-компаний. Нужно идти на те площадки, где они продвигают молодежи свои продукты, и там бороться за умы будущего поколения. Быть пьяным в общественных местах, напиваться на праздники просто нужно сделать социально неприемлемым. Молодежи это не должно казаться модным и престижным. В моду необходимо ввести умеренность. Только так мы сможем воспитать поколение, разделяющее культуру потребления алкоголя и не считающее нормой встречать Новый год в пьяном угаре.

Именно поэтому не стоит вести речь о масштабных и дорогостоящих кампаниях, нацеленных на поколение 35+. Взрослый человек — уже сложившаяся личность, он может отказаться от алкоголя, скорее всего, только по медицинским или физиологическим основаниям. Во всех остальных случаях, если культура распития алкогольных напитков у него не сформирована, он будет руководствоваться принципом, отлично отыгранном в кавээновском скетче Семеном Слепаковым: «Сынок, папа тебя не бросит. Папа не бросил пить, не бросил курить — и тебя не бросит».

Автор — председатель всероссийского общественного движения «Здоровый выбор»

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Читайте также
Прямой эфир