Благоприятное будущее развивающихся рынков
Уходящий год можно занести в актив российской экономики с точки зрения ключевых макроэкономических показателей. Достижение рекордно низких уровней инфляции, выход экономического роста в положительную территорию и стабилизация обменного курса рубля говорят в пользу улучшения ситуации в стране. Это подтверждалось в этом году и улучшением позиций России в прогнозах и уровнях суверенных рейтингов. А также ростом притока прямых иностранных инвестиций в нашу экономику.
Тем не менее,окончание года было несколько смазано негативной статистикой по промышленному производству — падение на 3,6% в ноябре год к году. Помимо этого, продолжался спад в динамике реальных доходов населения. Это говорит о том, что последствия экономического спада предыдущих нескольких лет еще не полностью преодолены.
Помимо количественных показателей динамики российской экономики, еще более важным является ее качественная адаптация к условиям внешних ограничений и санкций, а также относительно низких цен на нефть. В этом отношении можно отметить снижение чувствительности колебаний рубля к динамике цен на черное золото, а также сокращение доли нефтегазового сектора в бюджетных доходах и экспортных поступлениях по сравнению с периодом 2014–2015 годов.
Структура российской торговли с партнерами по Евразийскому экономическому союзу также меняется: по данным ЕЭК, в январе–сентябре 2017 года доля минеральных продуктов во взаимной торговле РФ с партнерами по ЕАЭС снизилась с 40% до 37% при одновременном росте доли торговли продукцией машиностроения.
Зависимость российской экономики от внешних условий сократилась. Но тем не менее всё еще пока остаётся значительной, а потому уповать на сохранение благоприятного внешнего фона рискованно. Особенно если учитывать, что новое руководство Федеральной резервной системы США вполне может взять курс на дальнейшее повышение учетной ставки, не говоря уже об общей неопределенности по поводу того, куда же двинется американская экономическая политика в следующем году.
Некоторые опасения у инвесторов вызывает и состояние финансовых рынков в развитых странах, прежде всего риски перегрева американского фондового рынка. В условиях переизбытка дешевых денег в развитых странах увеличивается склонность инвесторов брать на себя более высокие риски, что отчасти могло стать одним из факторов разгона «криптовалютной лихорадки» в этом году.
Несмотря на указанные риски, состояние мировой экономики в этом году улучшилось и, возможно, в 2018 году на фоне неплохой динамики в развитых странах, в том числе в ЕС, а также в крупнейших развивающихся экономиках — прежде всего в Индии и Китае — темпы глобального экономического роста будут относительно благоприятными. Всё это в полной мере касается и России
В этих условиях — при восстановлении положительной динамики экономического роста — одним из позитивных факторов следующего года для российской экономики может стать получение инвестиционного рейтинга от ведущих мировых рейтинговых агентств. Растущий позитив внешних условий должен быть также поддержан улучшением инвестиционного климата и мерами, направленными на открытость к внешнеэкономическим альянсам с зарубежными партнерами. Конечно, в первую очередь здесь стоит говорить о ЕАЭС.
В течение следующего года Россия совместно с другими странами ЕАЭС может заключить несколько знаковых соглашений о либерализации торговли. В том числе с такими развитыми странами, как Сингапур, что, безусловно, весьма и весьма позитивный сигнал.
Однако, наверное, самым важным позитивом следующего года могла бы стать разработка стратегии модернизации российской экономики, которая включала бы в себя обновленную идеологию экономических преобразований, которые в большей степени были бы сообразны особенностям и императивам российского развития. В случае успеха реализации именно такой программы экономическая активность в нашей стране могла бы обрести не просто большую производительность, но осмысленность и уверенность в завтрашнем дне.
Автор — главный экономист Евразийского банка развития (ЕАБР), программный директор международного дискуссионного клуба «Валдай»
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции