Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
В Бразилии начали проверку после сообщений о минировании посольства России
Экономика
Число вакансий с подработками перед майскими праздниками выросло в 1,5 раза
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Мир
Франция создает проблемы российским дипломатам с выдачей виз
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Гуцул пригласила президента и премьера Молдавии на День гагаузского языка
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Мир
Die Welt узнала о причинах отказа Украины от заключения мира в Стамбуле
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
В Госдуме предложили запретить организацию обращения криптовалют в РФ
Мир
МИД Польши раскритиковал Дуду за заявление о ядерном оружии
Мир
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Новая стратегия национальной безопасности США, подписанная на днях президентом Дональдом Трампом, обвиняет Россию и Китай в попытках бросить вызов американскому лидерству. В чем особенность нынешнего документа в ряду аналогичных стратегий, написанных американскими администрациями после окончания холодной войны, — разбирался iz.ru.

О чем думают за океаном

Стратегия выделяет три группы активно действующих субъектов, которые угрожают безопасности США. Первые две группы привычны и переходят из документа в документ. Это страны-изгои (Иран и Северная Корея), а также «транснациональные организации, в том числе группы террористов-джихадистов». Риторика в отношении этих групп не претерпела существенных изменений, если не считать более четких акцентов на опасности применения ими высоких технологий, в том числе информационно-коммуникационных.

 

Советник президента США по внутренней безопасности Том Боссерт обвиняет Северную Корею в распространении вируса WannaCry

Фото: REUTERS/Kevin Lamarque

Третья группа появляется впервые — это «державы-ревизионисты», к которым отнесены Россия и Китай. Пассажи, связанные с этим определением, наиболее интересны и будут рассмотрены нами отдельно.

Многие наблюдатели успели подметить еще одно отличие от прежних документов — позиционирование «естественных» угроз, не являющихся следствием чьей-то злой воли. Например, из текста полностью исключена проблематика глобального потепления и выброса парниковых газов, занимавшая значительное место в стратегиях безопасности президентов-демократов (Клинтона и Обамы) и сохранявшаяся в документах, принятых при Буше-младшем.

Существенно сокращены участки, посвященные борьбе с опасными инфекционными заболеваниями, сильно заботившими Барака Обаму в 2015-м на фоне африканских проблем с вирусом Эбола. Причем естественные эпидемии поставлены в один ряд с рукотворными биологическими угрозами — в качестве примера буквально через запятую приведены атаки с применением спор сибирской язвы в США в 2001 году.

Исправление имен

Главная особенность документа — это его прямолинейная честность в формулировках. Россия и Китай, пишет администрация Белого дома, «бросают вызов американскому влиянию и интересам».

Термин «ревизионизм», примененный к политике Москвы и Пекина, нужно понимать предельно прямо: в США хотят подчеркнуть, что Россия и Китай нацелены на пересмотр правил глобального управления и режимов безопасности, сложившихся после распада биполярной системы в 1991 году.

Этот мир ассоциируется с американскими ценностями, американским образом жизни и только что прямо не именуется Pax Americana — как, собственно, и в документах 1990-х. Во всяком случае, стратегия подчеркивает: «Китай и Россия хотят создать мир, выстроенный на противоречии с американскими ценностями и интересами».

По мнению американских политиков, Китай вытесняет США из Азиатско-Тихоокеанского региона

Фото: REUTERS/Damir Sagolj

Китай, по мнению Вашингтона, хочет вытеснить США из Южной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона, пользуясь экономической моделью, основанной на вмешательстве государства в экономику. Россия, как полагают в США, ищет способы вернуть прежнее величие и укрепить сферы влияния у собственных границ.

Военная модернизация обеих стран, подчеркивает документ, непосредственно угрожает безопасности США, а отдельные системы вооружения России и КНР «спроектированы, чтобы остановить силовое вмешательство Америки в критический момент». (Здесь, судя по лексике, речь идет о системах вооружения, связанных с построением так называемых «зон блокированного доступа» — A2/AD — в первую очередь о дальнобойных зенитных и противокорабельных ракетах.)

В целом документ носит откровенно антикитайский характер, в то время как его антироссийская направленность проявлена куда слабее: Москве явно уготована роль «запасного врага». «Десятилетиями политика США основывалась на уверенности в том, что поддержка роста Китая и его интеграция в послевоенный мировой порядок приведет к либерализации этой страны. Вопреки нашим надеждам, могущество Китая стало укрепляться за счет суверенитета других стран», — документ изобилует подобными сетованиями.

Фронт работа для нового века

Впервые после окончания холодной войны в Вашингтоне заговорили о том, что часть держав первого класса ставит под сомнение рамки глобализации, до того момента считавшиеся общим местом и единой системой координат для всех, кроме отдельных отщепенцев и маргиналов.

В 1993-м Джордж Буш-старший писал в своей версии стратегии о том, что мир вступает в новую эру, определяемую неоспоримым глобальным лидерством США и «вовлечением» Вашингтона во все ключевые проблемы планеты. «Соединенные Штаты — единственная страна, способная должным образом возглавить противодействие общим глобальным вызовам и при этом располагает соответствующими возможностями», — вторил ему документ, подписанный в 1998-м Биллом Клинтоном.

Содержательная альтернатива в те годы даже не предполагалась. Теперь, в 2017-м, в официальном документе американских властей зафиксировано (хотя и не раскрыто в подробностях) существование альтернативных проектов переустройства мира.

Президент США Дональд Трамп представляет стратегию национальной безопасности

Фото: REUTERS/Joshua Roberts

Если выражаться совсем обывательски, то стратегии 1990-х — 2000-х годов представляли собой выступления собственника дома, сообщавшего, что у него всё более-менее нормально, только в подполе иногда пробегают мыши-изгои, да на кухне периодически обнаруживаются трансграничные тараканы-террористы. Семья у собственника была большая и сложная, но в целом единая, и вопросы в ней решались келейно, на основе общих ценностей. Теперь выяснилось, что в доме есть иные жильцы с правом собственности на жилплощадь и у них совсем другие взгляды на то, как надо ее обустраивать.

Речь, безусловно, не идет об объявлении Америкой некоторой «доктрины Монро 2.0», манифеста нового изоляционизма и отказа от «несения факела свободы» в мир. Сложные циклы колебаний между акцентом на внутренних проблемах и интервенционистской внешней политикой вообще свойственны США с самого момента их появления. Но через весь текст проходит ощущение тревоги за судьбу глобального лидерства США в XXI веке — в полном противоречии с глянцевыми текстами 1990-х, сулившими планете наступление новой прекрасной эпохи под протекторатом Вашингтона.

При этом совершенно не важен состав действий, которые американцы сейчас приписывают Москве и Пекину, и на основании которых делается вывод об угрозах американскому глобальному доминированию. Это, по большому счету, оправдания для введения в практику мировой политики нового класса действующих лиц, тех самых «держав-ревизионистов».

Россию обвиняют в кибернападениях, экономическом и энергетическом шантаже, а также ведении информационных войн, направленных на раскол ключевых союзов западного мира, в частности НАТО.

Китай, по мнению Вашингтона, опираясь на экономические успехи, кредиты и растущую военную мощь, включает всё новые и новые страны в свою орбиту влияния. Также Пекин обвиняют в нечестной конкуренции на рынках Евросоюза, попытках проникнуть в ключевые отрасли западной экономики и заполучить критические технологии.

Обеим странам вменяется государственное вмешательство в экономику и продвижение коммерческих и инфраструктурных проектов по всему миру — с созданием в развивающихся странах сети влияния с опорой на эти проекты.

Альтернативные варианты мироустройства пока не получили должного описания в стратегии, но их существование и размах уже подчеркиваются. Осталось совсем чуть-чуть: официально объявить об окончании «глобализации» и переходе в условный «постглобальный мир», основные контуры которого (блоковая регионализация и резкое возрастание роли государства в экономике) уже неоднократно названы, в том числе и в этой стратегии национальной безопасности.

 

Прямой эфир