Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин поручил кабмину с 2025 года выделить денежные выплаты членам РАН
Армия
Минобороны РФ рассказало о подвигах военнослужащих ВС РФ в зоне СВО
Мир
США начали в Европе учения Astral Knight 2024 с участием 5 тыс. военных
Происшествия
В трех поселениях Томской области объявлено ЧС муниципального характера
Мир
Заблокированные активы России принесли Euroclear €1,6 млрд дохода в 2024 году
Общество
Синоптики спрогнозировали облачную погоду и до +7 градусов в Москве 8 мая
Общество
В Подмосковье обезвредили 15 боеприпасов времен ВОВ
Армия
Замминистра обороны вручил награды участникам СВО в госпитале имени Мандрыка
Происшествия
УФСБ России вместе с контрразведкой обнаружили схрон с оружием в Авдеевке
Армия
Военнослужащие ВС РФ поздравили мариупольских ветеранов войны с Днем Победы
Мир
Судебный процесс по делу Трампа о хранении секретных документов отложен
Общество
В Воронежской области без электричества остались 35,5 тыс. человек
Мир
NHK узнал о планах Японии, КНР и Южной Кореи провести совместный саммит
Общество
Мошенники стали в полтора раза чаще обзванивать россиян в начале 2024 года
Общество
Гвардейцы-десантники почтили память погибших в ВОВ в Попасной
Происшествия
В Курске на складе магазина сантехники произошел пожар на площади 500 кв. м
Мир
В Швеции пострадали солдаты во время прыжков с парашютом на учениях НАТО
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Журнал Time назвал человека — вернее, людей, — года. Ими были объявлены женщины-участницы кампании #MeToo («Я тоже»), рассказавших о сексуальных домогательствах к ним. При этом в онлайн-голосовании с огромным отрывом победил принц Мухаммед ибн Салман, коронованный прогрессист и мастер дворцовых интриг. Однако редакция журнала предпочла проигнорировать мнение читателей, сочтя, что пострадавшие от сексуальных домогательств женщины куда важнее для мира — несмотря на то, что они набрали лишь 6% голосов по сравнению с 24% саудовского принца. Уважая мнение коллеги из Time, портал iz.ru тем не менее считает, что в данном случае результат опроса точнее отражает дух времени. Чтобы читатели могли лично в этом убедиться, iz.ru предлагает им ознакомиться с увлекательной биографией Мухаммеда. 

Король Саудовской Аравии Салман ибн Абдул-Азиз беседует со своим сыном, наследным принцем Мухаммедом ибн Салманом

Фото: REUTERS/Saudi Press Agency

Мухаммед ибн Салман ибн Абдул-Азиз ибн Абдул-Рахман ибн Файсал ибн Турки ибн Абдалла ибн Мухаммен ибн Сауд родился 31 августа 1985 года в семье одного из многочисленных саудовских принцев — Салмана, сына короля Абдул-Азиза. Матерью Мухаммеда была принцесса Фахда — внучка могущественного вождя племени аджман Ракана ибн Хатлина.

О детстве Мухаммеда известно очень мало. Всё, что у нас есть, — официальная версия, максимально выверенная и прилизанная, и интервью самого принца, в которых он предстает носителем самых прогрессивных идей едва ли не с пеленок. Отделить правду от сказок непросто.

Известно, что юный принц получил хорошее начальное образование в Эр-Рияде и даже вошел в число 10 лучших учеников королевства. Главным образом, как признавался сам Мухаммед, он был обязан этим тому, что родился в королевской семье: его отец Салман и правивший с 1982 по 2005 год король Фахд принадлежали к самому влиятельному клану в правящей династии — Судайри. Поэтому в средствах на воспитание детей родителей Мухаммеда никто не ограничивал.

Как и многие дети их возраста, юные принцы хотели бы дни и ночи проводить за компьютерными играми, благо игровые приставки у них были самые современные, но отец заставлял их читать книги и даже устраивал викторины, чтобы проверить, всё ли они усвоили. А мать организовала для детей массу кружков и секций, не позволяя им отлынивать от учебы.

Автор цитаты

«Мать была очень строга, — вспоминал позже Мухаммед в одном из интервью. — Мы с братьями думали: почему наша мама с нами так себя ведет? Она не пропускала ни одной провинности, замечала всё. Теперь я ей за это благодарен: ее наказания сделали меня сильнее».

Усилия отца и матери не пропали даром: братья Мухаммеда сделали отличную карьеру. Принц Султан стал астронавтом и первым членом королевской семьи, арабом и мусульманином, побывавшим в космосе. Абдулазиз — министром нефтяной промышленности и природных ресурсов. Халид работает сейчас послом в США. Принца Мухаммеда — как он утверждает, против его воли — определили на госслужбу. О том, чтобы стать королем, он в те годы и не помышлял. И неудивительно: маленький принц просто затерялся в толпе многочисленных родственников, имевших куда большие права на престол.

Не нравишься ты мне

В 2007-м Мухаммед со вторым результатом в группе по успеваемости окончил Университет короля Сауда со степенью бакалавра права. По его словам, после этого он собирался жениться, уехать за границу и там отучиться в магистратуре, а затем вернуться и заняться бизнесом. Но судьба распорядилась иначе: из всего задуманного принц успел только основать пару фирмочек и найти невесту. Принц Салман властно вмешался в планы отпрыска, и Мухаммеду пришлось подчиниться.

Наследный принц Мухаммед ибн Салман

Фото: REUTERS/Saudi Press Agency

Два года Мухаммед работал советником Совета министров. Его бывшие коллеги вспоминают, что он был беспокойным сотрудником и всегда пытался ломать правила.

Автор цитаты

«Он требовал, чтобы процедуры, которые занимали два месяца, осуществлялись за два дня, — описывал манеру принца его тогдашний начальник Эссам ибн Саид — в настоящее время госминистр без портфеля в саудовском правительстве. — Сейчас это всё делается за один день».

Два года спустя, когда речь зашла о повышении, сменивший к тому моменту на престоле Фахда король Абдалла Мухаммеду отказал. Как он объяснил, во избежание кумовства — довольно забавный предлог с учетом специфики саудовского руководства, где почти все находятся друг с другом в родственных отношениях.

С горя Мухаммед сменил работу и стал советником отца — губернатора Эр-Рияда. Там 24-летний принц осознал, что такое аппаратные интриги. Сам он говорил позже, что попал в змеиное гнездо и по незнанию его разворошил. В конце концов риядские чиновники просто объявили ему бойкот, изолировали от отца и обратились напрямую к королю Абдалле, обвинив принца в неумеренной жажде власти. Судя по всему, небезосновательно.

От стартапа к минобороны

Абдалла, король без клана, пытался маневрировать между двумя могущественными группировками — Судайри и Сунайян. В 2011 году, чтобы поддержать баланс при дворе, монарх назначил принца Салмана министром обороны.

После этого Мухаммед, убедившись, что путь наверх закрыт, махнул рукой на чиновничью карьеру, ушел с большинства важных постов и основал собственную некоммерческую организацию — MiSK Foundation, занявшуюся работой с юношеством, поддержкой стартапов и созданием бизнес-инкубаторов. Молодой принц искусно создавал себе имидж человека, любящего западный образ жизни, прогрессивного и идущего в ногу со временем.

Принц Мохаммед ибн Салман на правах главы минобороны присуждает звание адмирала Фахду ибн Абдулле аль-Гифаили

Фото: REUTERS/Saudi Press Agency

Тем временем при королевском дворе происходили большие перемены. Маятник качнулся в сторону семейства Судайри. Отец Мухаммеда Салман стал сперва наследным принцем, и король Абдалла, несколько лет назад закрывший юному принцу путь в военное министерство, лично обратился к нему с просьбой.

Автор цитаты

«Он пришел ко мне и сказал: «Прошу, проведи чистку в министерстве обороны, — вспоминал Мухаммед. — Я ответил, что не хочу. Он тогда начал кричать на меня и сказал: «Ты не виноват. В том, что произошло, моя вина».

Попав в военное министерство, Мухаммед развернул решительную борьбу с коррупцией. Для этого он привлек известные американские фирмы, занимавшиеся аудитом, тем самым добавив себе симпатий в глазах западных политиков. Самые отъявленные коррупционеры, как это обычно бывает, оказались из числа политических противников и возможных соперников наследного принца Салмана: их обвинили в том, что они тратили казенные деньги на закупки ненужного оружия и негодной техники.

После смерти короля Абдаллы ставший правителем Салман назначил сына министром обороны. Почти сразу Мухаммед решил испытать, чего стоит его обновленная армия, и ввязался в конфликт в Йемене, чтобы остановить распространение иранского влияния в регионе. Столь любимый принцем метод стремительного наскока на этот раз не сработал: саудовская армия до сих пор не может справиться с плохо вооруженными повстанцами-хуситами, терпя поражение за поражением.

Но помешать дальнейшему восхождению Мухаммеда провальная кампания уже не могла: вскоре он стал наследным принцем при страдающем болезнью Альцгеймера отце и готовится вскоре занять трон.

Год продержаться

Все эти победы и поражения в дворцовой борьбе научили принца прочно держаться за власть, а многочисленные встречи с западными журналистами и политиками выковали из Мухаммеда идеального кандидата на обложку Time. В нем есть всё, что так ценит Запад в условном восточном правителе.

Портреты принца Мухаммеда и его отца украшают многие общественные здания в Эр-Рияде

Фото: REUTERS/Faisal Al Nasser

Как и подобает всякому монарху с Востока, он любит роскошь — его страсть к дорогим яхтам стала притчей во языцех. Он готов отказаться от пережитков прошлого (у него только одна жена — как объясняет принц, в ритме современной жизни он просто не может позволить себе больше). Наконец, он молод, мечтает о мире без границ, собирается строить супертехнологичный и населенный роботами город Неом в пустыне. Всё как по писаному — симпатичный деспот, пытающийся модернизировать страну по западному образцу и превратить ее в инновационную сверхдержаву.

Пока всё идет по плану, так что принцу Мухаммеду остается только немного подождать. Через год журналу Time понадобится новое лицо на обложку.

 

Прямой эфир