Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Президент Израиля призвал Австралию принять меры по борьбе с антисемитизмом
Мир
Зеленский признал готовность Украины пойти на компромиссы в мирном плане
Мир
Джон Сина официально завершил карьеру рестлера
Армия
Силы ПВО за четыре часа уничтожили 40 беспилотников ВСУ над регионами России
Армия
Силы ПВО за четыре часа сбили 10 украинских беспилотников над регионами России
Мир
Песков заявил об обсуждении Путиным и Эрдоганом в Ашхабаде чувствительных тем
Мир
В результате стрельбы на пляже в Сиднее погибли десять человек
Мир
В Австралии назвали теракт в Сиднее целенаправленным нападением на евреев
Мир
Премьер-министр Австралии назвал стрельбу в Сиднее шокирующим событием
Мир
У Сийярто и Сикорского произошла перепалка из-за активов России
Общество
В ГД предложили разрешить слежку за экс-заключенными с помощью камер
Общество
Церемония прощания с погибшим главой Реутова пройдет 15 декабря
Мир
В Верховной раде заявили о возобновлении общения Ермака с Зеленским
Происшествия
Два человека погибли в ДТП с микроавтобусом в Татарстане
Мир
Песков раскритиковал Рютте за слова о подготовке к войне
Происшествия
В Краснодарском крае произошел пожар на НПЗ после падения обломков БПЛА
Происшествия
В Саратовской области из-за ветра повреждены ЛЭП в 205 населенных пунктах

Полковчега златошвеек

Литературный критик Александр Гаврилов — о противоречивых итогах литературной премии «Русский Букер»
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Приветствуя прошлогоднего лауреата премии «Русский Букер», я написал: «Бывшая премия за лучший русский роман уже много лет подряд вручается за натужное плетение словес более или менее утомительного свойства». Каюсь, думал пошутить походя. Короткий список 2017-го разметал шутку, как боевой слон посудную лавку.

Собранный по принципу «всякой твари по штуке», он блистал плетением всех мастей. Один исторический роман зубодробительной унылости («Тайный год» Михаила Гиголашвили). Один квазибайопик с замашками на житие («Номах» Игоря Малышева). Один графоманский текст из Питера («Свидание с Квазимодо» Александра Мелихова). Одна действующая модель писателя-деревенщика в вакууме («Голомяное пламя» Дмитрия Новикова). Один истерн с идеями («Заххок» Владимира Медведева). Один текст без сюжета в традиции высокого модернизма («Убить Бобрыкина. История одного убийства» Александры Николаенко). То есть жюри оставило себе возможность на полях плетения рулить в любую сторону.

Некоторые из этих описаний могут ошибочно звучать обидно; я бы этого совсем не хотел, и добрая моя ипостась бросается заступаться перед злобной ипостасью за авторов: трудились люди, работали, реализовывали себя и ни в чем не виноваты. Александр Мелихов, например, не виноват, что ему кажется, что можно писать в томительной манере «море в рюшечках»: «В мертвецки-бледном лучике из мобильного телефона на облупленных стенах были видны бессмысленные росписи, намалеванные какой-то адской смолой». Нет, не виноват! Виноват во всем Достоевский, который наловчился тошнотворным языком мещанского быта писать великие романы и все от него заразились. А Мелихов молодец, уже научился тошнотворной стилизации. А что романы не великие (да и не романы, кажется) — ну, не всё сразу. Еще 30 лет попыток, того и гляди, получится.

И Гиголашвили не виноват. С тех пор как «Русский Букер» увенчал «Цветочный афедрон» Елены Колядиной, каждый год кто-то тоже должен веселить публику нелепыми глупостями и анахронизмами в романах на древнерусскую тему. Наверняка в начале каждого года все собираются, один из писателей тянет короткую спичку, сплевывает сквозь зубы и садится строчить от лица царя Ивана Грозного: «Что же это за ночь без конца? Когда же божий рассвет придет на землю? За что, Господи, обделил нас светом и солнцем, а оделил мраком и хладом? Вот и души наши черствы и мерзлы, аки картоха в морозном погребе!». И сам ржет наверняка про свою картоху. Но надо, приходится. Ох, тяжела ты, букеровская шапка, колпак писательский!

Дмитрия Новикова и вовсе следует запомнить. «Голомяное пламя» написано так, как если бы русская северная деревня не умерла, как если бы до сих пор мастера расписывали сундуки петухами и райскими деревьями, а стены в домах львами и цветами. К сожалению, Дмитрий Новиков неглупый и наблюдательный человек, так что единственная эмоция, которая остается после «Голомяного пламени», есть нечто вроде такого типа ностальгии, которая могла бы мучать атлантов: остров утонул, в океане рыбы, а ведь жизнь была, настоящая жизнь. Но рука поставлена интересно, мастеровито. Если автор однажды напишет еще что-нибудь, надо будет непременно читать.

Решение жюри на этом фоне было одновременно и неожиданным, и не важным. Не важным — потому что, к счастью или к несчастью, но русская литература сегодня не сводится к тому, как кто кренделя выписывает. Состязания в цветастости могли бы порадовать семинар молодых писателей, но читатель, который привык ориентироваться на литературные премии, останется в некотором недоумении. Почти любой выбор из этого шорт-листа ничего не значит и рекомендацией не является.

Неожиданным — потому, что из всех стилизаций и крестословиц жюри выбрало наиболее привлекательную: книгу «Убить Бобрыкина» Александры Николаенко. Это тоже не вполне роман, но тугая напряженность слова отчасти искупает полную индифферентность автора к сюжету. Если бы провести по русской литературе прямую линию между прозой Хармса и ранним Битовым, то книжка Николаенко окажется где-то очень близко к этой безусловно важной линии.

Кстати, если вдруг кому интересно, в шорт-листе премии был интересный роман, «Заххок» Владимира Медведева. Но о нем говорить в контексте букеровской афедронной чехарды не стоит. Стоит прочитать.

Автор —литературный критик, программный директор «Института книги»

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте также
Прямой эфир