Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС России нанесли поражение штурмовому батальону «Шквал» ВСУ в ДНР
Армия
Армия России поразила военные аэродромы и склады дронов на Украине
Армия
Песков заявил о засекреченности процесса разработки новых видов вооружения
Общество
В Сбербанке назвали три самых популярных схемы мошенничества в 2024 году
Мир
Самолет Ил-76 МЧС России доставил более 33 т гумпомощи для жителей Мьянмы
Общество
Юрист рассказал о компенсации морального вреда пострадавшим в ДТП
Мир
В МИД России предупредили о жесткой реакции на враждебные шаги Японии
Мир
Замглавы МИД РФ Руденко отметил стремление Запада оказать давление на КНДР
Мир
Два человека погибли в результате крушения патрульного самолета в Колорадо
Мир
Риттер заявил о желании Байдена втянуть США в ядерную войну до инаугурации Трампа
Армия
Военнослужащие ВС РФ рассказали о модернизации FPV-дронов в полевой мастерской
Мир
Экс-главком ВСУ Залужный заявил о неготовности НАТО к конфликту с Россией
Мир
СМИ сообщили о переносе государственных визитов из Букингемского дворца
Мир
СМИ узнали о посещении саммита по зерну в Киеве лишь двумя зарубежными политиками
Общество
Путин упростил регистрацию прав на машино-места в паркингах
Общество
Космонавты с орбиты МКС поздравили россиянок с Днем матери
Мир
Участники COP29 утвердили климатическое финансирование объемом $300 млрд в год
Армия
Минобороны РФ сообщило о подвигах российских военных в зоне спецоперации
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В уходящем году Государственный музей А.С. Пушкина (Московский дом Пушкина) отметил 60-летний юбилей. Корреспондент «Известий» побеседовал с директором музея Евгением Богатыревым. 

— В 1957-м музей Пушкина создавался практически без единого экспоната, теперь в его коллекции — более 176 тыс. единиц хранения. Как чаще бывало — вы находили новые предметы или они вас?

— Треть экспонатов мы получили в дар. Узнав, что в Москве создается Пушкинский музей, к нам практически каждый день стали приносить уникальные предметы, которые сегодня являются гордостью нашей экспозиции и музейного фонда России. Я думаю, что любовь к Пушкину и большое желание москвичей иметь музей, рассказывающий о жизни и творчестве великого русского поэта, создали своеобразное чудо света. За очень короткий срок, с 1957-го по 1961-й, мы смогли собрать свою первую пушкинскую экспозицию... 

— Чем из последних поступлений вы гордитесь?

— Благодаря поддержке департамента культуры Москвы в коллекции нашего музея появился ценнейший альбом с рисунками и гравюрами начала XIX века из семьи князей Белосельских-Белозерских. Он заключен в сафьяновую обложку и состоит из 209 листов, на которых 94 произведения: 80 оригинальных рисунков в различных техниках, семь коллажей, пять гравюр и два силуэта.

Среди рисунков — семь подписных работ Жана-Франсуа Тома де Томона, один рисунок пером Арман-Шарля Караффа, 12 рисунков детей князя, пять из которых выполнены княжной Зинаидой, будущей княгиней Волконской.

Эта реликвия пушкинского времени чудом сохранилась в одной из российских семей. Значительный массив архива Белосельских-Белозерских хранится в Хоутонской библиотеке Гарвардского университета, так что попавший к нам альбом представляет исключительное историко-культурное, художественное и мемориальное значение.

— В 1997 году старинная дворянская усадьба Хрущевых-Селезневых (главный музейный комплекс на Пречистенке) пережила масштабную реконструкцию, результаты которой неоднозначно восприняло профессиональное сообщество. Как повлияло «второе рождение» музея на его становление?

Усадьба Хрущевых-Селезневых до реставрации

Фото: ТАСС/Петр Клепиков

— Музей просто стал другим. Я хорошо помню в том числе критические мнения многих очень авторитетных людей, которые не до конца понимали, зачем нужно такое большое здание для музея Пушкина. Сегодня мы стали современнее и, что называется, соразмернее музейно-культурному центру. Тем самым предвосхитили музейный бум, когда люди начали возвращаться в музей.

Период осознания того, что в реконструируемом пространстве нужно работать по-новому, завершился быстро. Мы поняли, что все помещения усадьбы требуется соответствующим образом наполнить, одухотворить и сделать привлекательными для современных посетителей. И не ошиблись: музей начал динамично развиваться в разных направлениях, стали появляться масштабные проекты, пополняться фонды, формироваться тематические коллекции, появились собственные реставрационные мастерские. Каждый следующий год у нас результативнее предыдущего.

— Среди основных задач музея — популяризация творчества Пушкина. Как изменилось восприятие личности поэта, по вашему мнению?

Можно ответить на этот вопрос с пессимизмом, основанным на тревоге, что люди стали мало читать. А можно с оптимизмом, ведь наш музей полон детей: от 60 до 70% наших посетителей — это школьники. Наблюдая за ними, я уверен, что они откроют книги, прочтут сочинения Пушкина, вернутся к тому, что им рассказали в музее.

К нам также приходит молодежь, родители с детьми, люди старшего поколения. Так что, мне кажется, Александр Сергеевич не отдалился от читателей, а находится рядом с ними. Наряду с выставками мы проводим и детские программы, реализуем театрально-музейные проекты, ведь наша миссия, кроме рассказа о конкретных писателях, — вернуть посетителей к традиции чтения. 

Если говорить о главных стратегических составляющих, то это, конечно, подготовка к открытию дома-музея Тургенева (филиал Музея Пушкина, сейчас на реставрации. — «Известия») в Москве. Надеюсь, что это случится к 200-летнему юбилею писателя во второй половине следующего года.

Дом-музей И.С. Тургенева на Остоженке в Москве

Фото: РИА Новости/Владимир Вяткин

— В последнее время часто обсуждается виртуализация музейных пространств. Какие опыты использования новых форм стали удачными в вашей практике, а какие вызвали сомнения и, может быть, опасения?

— Думаю, нужно всегда помнить о подлинных экспонатах, даже используя новые средства. Люди приходят к нам, чтобы посмотреть на конкретный предмет и узнать что-то через него. Все средства хороши, чтобы дополнить экспонат, рассказать о нем. Но когда предметный ряд уходит и остается суррогат в виде электронного показа, то теряется смысл экспозиции. Мы стараемся представлять вещи так, чтобы никто не остался равнодушным. Вводя в экспозицию те или иные мультимедийные формы, хотим, чтобы они не мешали предметному ряду.

— Юбилей вы ознаменовали только что завершившимся выставочным проектом «Нащокинский домик» — путешествие из Петербурга в Москву». Почему эта мемориальная реликвия — миниатюрная копия московского дома ближайшего друга Пушкина Павла Воиновича Нащокина — так редко добирается до столицы?

Выставочный проект «Нащокинский домик» — путешествие из Петербурга в Москву» в Государственном музее А. С. Пушкина в Москве

Фото: РИА Новости/Кирилл Клинников

— Со Всероссийским музеем Пушкина в Санкт-Петербурге, где она хранится, у нас сложились многолетние доверительные отношения. Но в любых музеях всё делается шаг за шагом. 

Реликвия эта действительно ценнейшая и довольно хрупкая. Хранители уникального предмета поверили нам, что он прекрасно доедет, не изменит сохранности, достойно предстанет на выставке в столице. Монтировала его, кстати, наш друг и коллега, хранительница многих пушкинских предметов Елена Валентиновна Старинкова, специально приехавшая в Москву.

Справка «Известий»

Государственный музей А.С. Пушкина (Московский дом Пушкина) — один из признанных культурных центров столицы и России, в котором, помимо головного музея на Пречистенке, еще пять филиалов: мемориальная квартира Александра Пушкина на Арбате, мемориальная квартира Андрея Белого на Арбате, музей Ивана Тургенева на Остоженке, дом-музей Василия Пушкина на Старой Басманной и выставочные залы в Денежном переулке.

 

В 2016 году в фонды музея поступило 1555 предметов, 301 единиц хранения было отреставрировано.

 

 

Читайте также
Прямой эфир