Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Суд арестовал второго фигуранта по делу о подрыве автомобиля экс-сотрудника СБУ
Происшествия
Военный корреспондент «Известий» Семен Еремин погиб в зоне СВО
Экономика
В ЦБ объяснили необходимость регулирования рассрочки
Происшествия
Обвиняемых в нападении на мужчину в Москве подростков арестовали
Мир
Белоруссия сняла запрет на импорт продукции производителя чая и кофе «Орими»
Мир
МИД пригрозил Сеулу ответом на попытки отменить русскую культуру
Происшествия
В Воронежской и Курской областях объявили опасность атаки беспилотников
Мир
В Белом доме заявили о готовности возобновить поставки оружия Украине
Происшествия
В Калужской области из-за взрыва БПЛА была повреждена энергетическая инфраструктура
Общество
Союз журналистов выразил соболезнования в связи с гибелью Семена Еремина
Общество
Открытие ММКФ началось с минуты молчания в память о жертвах теракта в «Крокусе»
Мир
Байден назвал нынешнюю Республиканскую партию «котом другой породы»
Происшествия
Удар молнии повредил взлетную полосу в аэропорту Владикавказа
Общество
В Петербурге перенесли запуск фонтанов на 27 апреля из-за снегопада
Мир
Владелец соцсети Х Илон Маск выступил против запрета TikTok в США
Культура
Актер Бикович высказался об адаптациях кинокомедии «Холоп» в других странах

Ирина Антонова рассказала о современном искусстве

На Московской биеннале прошла лекция президента Пушкинского музея
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Михаил Терещенко
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Центральным событием образовательной программы Московской международной биеннале стало выступление Ирины Антоновой. Президент ГМИИ им. А.С. Пушкина, одна из самых уважаемых фигур в музейном мире, редко участвует в публичных мероприятиях. Неудивительно, что лекция собрала полный зал слушателей и внушительную интернет-аудиторию (шла прямая трансляция в соцсети).

Заявленная тема — «Современное искусство в классическом музее» — предполагала в первую очередь рассуждения о том, как сочетаются произведения старых мастеров и эксперименты молодых художников в одном пространстве. Тем более у ГМИИ им. А.С. Пушкина даже за нынешний год таких примеров хватает: это и летний проект Recycle Group The Blocked Content, и действующая экспозиция Цая Гоцяна «Октябрь».

Ирина Антонова, однако, подчеркнуто дистанцировалась от тех выставок ГМИИ последних лет, к которым она не имеет непосредственного отношения, и сделала акцент на более глобальных вопросах: что такое современное искусство? Как отличить искусство от «не-искусства»? А еще — рассказала о драматичной истории актуального зарубежного искусства в СССР, сосредоточившись на судьбе Государственного музея нового западного искусства (ГМНЗИ). Он был создан в 1923 году путем объединения коллекций Сергея Щукина и Ивана Морозова, а в 1948 году ликвидирован по указу Сталина.

Антонова не скрывала, что одна из главных целей ее выступления — снова привлечь внимание общественности к идее воссоздания этого музея в Москве. В 2013 году тогда еще директор ГМИИ обратилась с этим предложением к Владимиру Путину во время «прямой линии». Инициатива вызвала резкий протест Михаила Пиотровского, поскольку для этого пришлось бы изъять из Эрмитажа шедевры импрессионистов, Матисса, Пикассо и других французских художников, попавшие в Петербург именно в результате ликвидации ГМНЗИ.

Во многом из-за противодействия музейного сообщества никаких конкретных шагов по реализации идеи с тех пор предпринято не было. Ирина Антонова, однако, не теряет надежды убедить главу государства в правильности своей позиции.

— Не скрою, что в этом году я опять побывала у Владимира Владимировича и снова поставила этот вопрос. Ведь кто принял в 1948 году решение о ликвидации? Главный человек в стране. Ну вот так и надо сейчас поступить: принять решение на том же уровне, — сообщила Ирина Антонова.

По ее мнению, воссозданный ГМНЗИ мог бы демонстрировать не только французскую живопись, но и российские произведения — например, принадлежащую ГМИИ коллекцию работ Александра Родченко, а также искусство более поздних периодов. Однако к творчеству художников XXI века Антонова относится с настороженностью и не видит действительно великих фигур. 

— Если вы знаете такие имена, поделитесь со мной, я с удовольствием познакомлюсь с ними, — обратилась президент ГМИИ к публике.

Ирина Антонова считает, что одна из главных проблем современных художников — отказ от двух основополагающих компонентов настоящего произведения искусства: эстетического начала (стремления к красоте) и этического (упрощенно говоря, призыва к добру). Концептуальные инсталляции, которые сегодня доминируют на крупнейших мировых биеннале, Ирина Антонова считает «не-искусством», хотя и признает, что это тоже форма творчества.

Отвечая на вопрос обозревателя «Известий», президент ГМИИ подняла еще одну важнейшую тему — просвещения и доступности шедевров классического искусства в регионах.

Большие музеи переполнены художественными ценностями, приходится всё время строить запасники. Если бы вы спросили меня, что делать, я бы ответила: то, что сделала революция. Тогда в регионах появилось огромное количество новых музеев, — заявила Ирина Антонова. — Конечно, было ужасным варварством бездумно раздавать в них произведения из столичных музеев. Я понимаю, музейщики очень этого боятся. Но если сейчас хватит ума, совести и честности сделать музеи с постоянными экспозициями в регионах, тогда целые поколения «войдут» в искусство по-другому.

В общей сложности Ирина Антонова выступала около двух часов. И это был редкий случай, когда ни один человек не покинул зал раньше времени, а проводили оратора стоячей овацией.

 

Прямой эфир