Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Стрельба произошла у посольства Израиля в Иордании
Мир
Госдолг США превысил рекордную отметку в $36 трлн
Армия
Бойцы МТО рассказали о работе хлебопекарни в приграничье Курской области
Мир
Самолет Ил-76 МЧС России доставил более 33 т гумпомощи для жителей Мьянмы
Армия
Расчет БПЛА «Орлан-10» обнаружил пехоту ВСУ и скорректировал удар артиллерии
Мир
В МИД России предупредили о жесткой реакции на враждебные шаги Японии
Происшествия
В Приморье мужчина напал на полицейских с ножом
Армия
Группировка войск «Запад» взяла в плен одного украинского боевика
Мир
WP сообщила о ссорах и рукоприкладстве в команде Трампа
Мир
Bloomberg указало на желание Байдена укрепить Украину до президентства Трампа
Мир
Экс-главком ВСУ Залужный заявил о неготовности НАТО к конфликту с Россией
Мир
СМИ сообщили о переносе государственных визитов из Букингемского дворца
Мир
СМИ узнали о посещении саммита по зерну в Киеве лишь двумя зарубежными политиками
Мир
Меркель заявила о неизбежности диалога об урегулировании украинского конфликта
Общество
Путин упростил регистрацию прав на машино-места в паркингах
Мир
Договор о всеобъемлющем партнерстве России и Ирана охватит сферу обороны
Общество
Путин поздравил актера и режиссера Эмира Кустурицу с 70-летием
Армия
Минобороны РФ сообщило о подвигах российских военных в зоне спецоперации

Ирина Антонова рассказала о современном искусстве

На Московской биеннале прошла лекция президента Пушкинского музея
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Михаил Терещенко
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Центральным событием образовательной программы Московской международной биеннале стало выступление Ирины Антоновой. Президент ГМИИ им. А.С. Пушкина, одна из самых уважаемых фигур в музейном мире, редко участвует в публичных мероприятиях. Неудивительно, что лекция собрала полный зал слушателей и внушительную интернет-аудиторию (шла прямая трансляция в соцсети).

Заявленная тема — «Современное искусство в классическом музее» — предполагала в первую очередь рассуждения о том, как сочетаются произведения старых мастеров и эксперименты молодых художников в одном пространстве. Тем более у ГМИИ им. А.С. Пушкина даже за нынешний год таких примеров хватает: это и летний проект Recycle Group The Blocked Content, и действующая экспозиция Цая Гоцяна «Октябрь».

Ирина Антонова, однако, подчеркнуто дистанцировалась от тех выставок ГМИИ последних лет, к которым она не имеет непосредственного отношения, и сделала акцент на более глобальных вопросах: что такое современное искусство? Как отличить искусство от «не-искусства»? А еще — рассказала о драматичной истории актуального зарубежного искусства в СССР, сосредоточившись на судьбе Государственного музея нового западного искусства (ГМНЗИ). Он был создан в 1923 году путем объединения коллекций Сергея Щукина и Ивана Морозова, а в 1948 году ликвидирован по указу Сталина.

Антонова не скрывала, что одна из главных целей ее выступления — снова привлечь внимание общественности к идее воссоздания этого музея в Москве. В 2013 году тогда еще директор ГМИИ обратилась с этим предложением к Владимиру Путину во время «прямой линии». Инициатива вызвала резкий протест Михаила Пиотровского, поскольку для этого пришлось бы изъять из Эрмитажа шедевры импрессионистов, Матисса, Пикассо и других французских художников, попавшие в Петербург именно в результате ликвидации ГМНЗИ.

Во многом из-за противодействия музейного сообщества никаких конкретных шагов по реализации идеи с тех пор предпринято не было. Ирина Антонова, однако, не теряет надежды убедить главу государства в правильности своей позиции.

— Не скрою, что в этом году я опять побывала у Владимира Владимировича и снова поставила этот вопрос. Ведь кто принял в 1948 году решение о ликвидации? Главный человек в стране. Ну вот так и надо сейчас поступить: принять решение на том же уровне, — сообщила Ирина Антонова.

По ее мнению, воссозданный ГМНЗИ мог бы демонстрировать не только французскую живопись, но и российские произведения — например, принадлежащую ГМИИ коллекцию работ Александра Родченко, а также искусство более поздних периодов. Однако к творчеству художников XXI века Антонова относится с настороженностью и не видит действительно великих фигур. 

— Если вы знаете такие имена, поделитесь со мной, я с удовольствием познакомлюсь с ними, — обратилась президент ГМИИ к публике.

Ирина Антонова считает, что одна из главных проблем современных художников — отказ от двух основополагающих компонентов настоящего произведения искусства: эстетического начала (стремления к красоте) и этического (упрощенно говоря, призыва к добру). Концептуальные инсталляции, которые сегодня доминируют на крупнейших мировых биеннале, Ирина Антонова считает «не-искусством», хотя и признает, что это тоже форма творчества.

Отвечая на вопрос обозревателя «Известий», президент ГМИИ подняла еще одну важнейшую тему — просвещения и доступности шедевров классического искусства в регионах.

Большие музеи переполнены художественными ценностями, приходится всё время строить запасники. Если бы вы спросили меня, что делать, я бы ответила: то, что сделала революция. Тогда в регионах появилось огромное количество новых музеев, — заявила Ирина Антонова. — Конечно, было ужасным варварством бездумно раздавать в них произведения из столичных музеев. Я понимаю, музейщики очень этого боятся. Но если сейчас хватит ума, совести и честности сделать музеи с постоянными экспозициями в регионах, тогда целые поколения «войдут» в искусство по-другому.

В общей сложности Ирина Антонова выступала около двух часов. И это был редкий случай, когда ни один человек не покинул зал раньше времени, а проводили оратора стоячей овацией.

 

Читайте также
Прямой эфир