ЦБ активизировал «зачистку» банковского рынка
Центробанк с начала декабря активизировал работу по очищению рынка от недобросовестных банков. В понедельник лицензий лишились сразу две кредитные организации. Осенью из отрасли уходило по два-три банка в месяц. В 2017 году темпы отзыва лицензий вдвое ниже, чем в 2016-м: 47 против 110. Хотя их количество и упало, регулятор стал обращать внимание на более крупную «рыбу». В ближайший год под прицел попадут средние коммерческие банки с узкой специализацией, уверены в S&P.
ЦБ РФ в понедельник отозвал две лицензии — у банков «Новопокровский» и «Евростандарт». Кредитные организации занимали 208-е и 539-е места по объему активов в банковской системе. Работа первого прекращена из-за сомнительных операций и признаков недобросовестного поведения руководства, второго — из-за крупного хищения в кассе банка и ориентации организации на «теневые» валютно-обменные операции.
Как следует из данных регулятора, на 4 декабря в России работает 569 банков. За год регулятор вывел с рынка 47 игроков, в прошлом году таких было в два с лишним раза больше — 110. По словам экспертов, хотя количество отзывов лицензий и сократилось, в этом году «зачистка» рынка шла «по-крупному». Так, рынок покинул банк «Югра», а санации «Открытия» и Бинбанка стали самыми масштабными за всю историю. Особым предметом внимания регулятора стали финансовые организации, занимающие места с 100-го по 300-е.
— В прошлом году ЦБ убрал с рынка много мелких банков. В нынешнем году эта работа изменилась по характеру. Было «вычищено» меньше банков, но их объем вырос. Размер санаций также в разы больше, чем в прошлом году, — отметил партнер BDO Денис Тарадов.
Причины отзывов лицензий в этом году также несколько изменились. Прежде основной была вовлеченность в сомнительные операции и нарушение предписаний регулятора. Теперь всё чаще это «схемные» операции руководства банков, «теневые» валютно-обменные операции и проблемы с ликвидностью.
Ключевой вывод в сложившейся ситуации — активная фаза отзывов лицензий завершена, теперь отрасль будут чаще покидать игроки, не выдерживающие конкуренции, уверен председатель комитета Госдумы по финрынкам Анатолий Аксаков.
— Массового ухода с рынка уже не будет, а также в разы сократится размер банков, покидающих сферу. Можно заявить, что раковая опухоль вырезана, метастазы удаляются, дальше организм начинает выздоравливать сам, — сравнил Анатолий Аксаков.
Сложившаяся конъюнктура продолжает создавать риски для небольших игроков на банковском рынке, указано в последнем обзоре S&P Global Ratings. Как отметили аналитики рейтингового агентства, в будущем «небольшие частные банки станут более уязвимыми для потенциальных резких неблагоприятных изменений ситуации с фондированием. В частности, в связи с возможным переходом вкладчиков в более надежные или крупные финансовые организации и повышением волатильности на рынке депозитов».
По оценкам S&P, банкротства небольших и средних банков продолжатся, при этом самыми уязвимыми являются банки с узкой специализацией и высокой концентрацией активов или обязательств. Бизнес-модели таких организаций, как правило, опираются на сложившиеся деловые отношения с клиентами и могут быть неустойчивыми при изменении среды.
За последние три года в России не появилось новых банков. Постоянно ужесточающиеся требования регулятора, вызванные твердым намерением оздоровить рынок и следованием международным правилам Базель, ведут к ужиманию этого рынка, отметил Денис Тарадов. При этом сколько останется банков в финале — оценить невозможно.
— Ни один прогноз об итоговом количестве банков не срабатывал. Всё зависит от того, когда ЦБ будет удовлетворен качеством рынка, когда система станет чиста и прозрачна. Это может быть как на отметке 500, так и 100 банков. Сейчас система раза в два чище, чем пять лет назад, — уверен партнер BDO.
Как заявил в конце ноября зампред ЦБ Василий Поздышев, сокращение количества отзыва лицензий банков в 2017 году говорит о том, что большинство проблемных организаций ушли с рынка.
Финансовая сфера в последние годы пережила кардинальные изменения. Если раньше запустить банк было по сложности сопоставимо с любым производственным бизнесом, то сейчас требования заметно ужесточились. Поскольку банковская сфера — это кровеносная система всей страны, кредитным организациям приходится нести повышенную ответственность за свои действия. После изменения правил регулирования Банку России для завершения начатого тектонического сдвига осталось только изменить психологию банкиров. Они до сих пор время от времени считают себя поставленными в те же условия, что и булочники.