Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин принял в Кремле главу МИД Кубы Бруно Родригеса Паррилью
Общество
Путин намерен 19 февраля созвониться с Набиуллиной
Политика
В Госдуме отреагировали на заявление Эстонии о ядерном оружии НАТО в стране
Общество
Россиян предупредили о мошеннических схемах перед 23 Февраля и 8 Марта
Общество
Задержан замглавы Новороссийска Роман Карагодин
Общество
Пропавшие в Петербурге сестры найдены вместе с матерью во Владимирской области
Мир
МИД Украины оскорбился из-за ответа Венгрии на прекращение транзита по «Дружбе»
Общество
Губареву грозит штраф до 50 тыс. рублей по статье о дискредитации армии
Общество
В Зеленодольске завершили разбор конструкций и расчистку снега после обрушения
Мир
Сийярто указал на отсутствие вреда для Венгрии от шантажа Киева
Армия
Силы ПВО сбили 120 украинских БПЛА над регионами России
Мир
Путин назвал неприемлемыми новые ограничения против Кубы
Мир
Президент Армении попал в курьезную ситуацию с включенным микрофоном в Греции
Мир
Российский флаг появился на трибунах во время матча Канады и Чехии на Олимпиаде
Новости компаний
Глава ПСБ оценил успехи в борьбе с кибермошенничеством
Общество
В Госдуме напомнили об изменении порядка оплаты ЖКУ в России с 1 марта
Мир
Переговоры России, Украины и США в Женеве завершились
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

За курение марихуаны в Грузии к уголовной ответственности привлекать больше не будут. Соответствующее решение 30 ноября вынес Конституционный суд страны. Декриминализация употребления конопли частью грузинского общества расценивается как шаг, приближающий их страну к европейским стандартам, — во многих государствах ЕС аналогичные законы уже приняты. В то же время более консервативно настроенная часть населения полагает, что подобные меры расшатывают традиционные устои и ведут к распространению наркомании. Аргументы обеих сторон изучил портал iz.ru.

Судебное решение, снимающее запрет на курение (но не распространение) марихуаны было принято на основании иска, поданного членом партии «Гирчи» Гиви Шанидзе к парламенту страны. Истец требовал признать слова «потребление без назначения врача» в статье 273-й Уголовного кодекса Грузии, где речь шла об уголовной ответственности за «потребление наркотических веществ, их аналогов и прекурсоров», противоречащими статье 16-й конституции Грузии (О праве на свободное развитие личности). Шанидзе утверждал, что «марихуана применяется как для медицинских целей, так и для развлечения, каждый гражданин имеет право по своему желанию выбрать способ развлечения и разрядки и потребление марихуаны не содержит опасных для общества действий».

Суд согласился с доводами истца и вынес решение в его пользу.

Фото: Global Look Press/Hans Gutknecht

Автор цитаты

«Суд считает, что запрет на употребление марихуаны является шагом на пути к охране общественного здоровья. Но назначение уголовного наказания для того, чтобы лицо не нанесло ущерба собственному здоровью, представляет собой форму государственного патернализма, не совместимую со свободным обществом», — сказано в вердикте.

Такое завершение судебного спора укладывается в рамки проводимой Грузией в последние годы политики, направленной на сближение с Евросоюзом. Грузинское законодательство постепенно «гармонизируется с европейским», а ЕС выделяет на это стране значительные средства. Гармонизация касается всех сфер, в том числе и контроля употребления наркотиков.

Президент Грузии Георгий Маргвелашвили (на первом плане) во время празднования подписания соглашения об ассоциации с Евросоюзом на площади Европы в Тбилиси.

Фото: РИА Новости/Александр Имедашвили

После подписанного в 2014 году соглашения об ассоциации с ЕС правительству Грузии уже пришлось сделать несколько шагов, не понравившихся значительной части общества. Например, принять антидискриминационный пакет законов, который был воспринят поборниками традиционных ценностей как легализация сексуальных отклонений и однополых браков. Взрыв негодования в обществе вынудил правительство «сдать назад» и внести в конституцию норму, определяющую семью как союз женщины и мужчины.

Станет ли декриминализация марихуаны поводом для еще одного взрыва недовольства и повлечет ли за собой серьезные для грузинского общества последствия, покажет ближайшее будущее.

Массированная подготовка населения к такому решению суда велась давно. В ней участвовали представители как правящей партии «Грузинская мечта», так и оппозиции.

Сторонники декриминализации марихуаны ссылались на зарубежную практику. Они приводили в пример Чехию, где гражданин может легально хранить до 15 г марихуаны, Испанию, где разрешено выращивать коноплю у себя дома, Германию, где после получения специального разрешения граждане могут не только курить, но и носить при себе, выращивать и продавать марихуану, а также Голландию, где в кофешопах можно купить до пяти граммов этого наркотика в одни руки.

Фото: Global Look Press/Hans Gutknecht

Автор цитаты

«Действующая сегодня в Грузии репрессивная система не обеспечивает сокращения числа наркозависимых, и ее необходимо изменить», — заявила, комментируя вопрос, первый вице-спикер парламента Грузии Тамар Чугошвили.

И даже находящаяся сегодня в оппозиции партия «Единое национальное движение» называет существующую систему репрессивной, как-то забывая, что создана она была, когда эта партия была у власти.

О необходимости пересмотра жесткой по отношении к потребителям наркотиков политики неоднократно говорили как премьер-министр Георгий Квирикашвили, так и председатель парламента Ираклий Кобахидзе.

Первый «решительный» шаг на пути декриминализации марихуаны сделали члены партии «Гирчи». В канун 2017 года они публично, чуть ли не в прямом эфире посадили у себя в офисе коноплю. Напрасно консервативно настроенная часть общества ждала наказания осмелевших оппозиционеров. «Гирчи» не только вырастили коноплю, но и продолжили борьбу за ее легализацию, обратившись в Конституционный суд. 30 ноября, когда суд удовлетворил иск Гиви Шанидзе, в партии назвали историческим днем.

Сторонники декриминализации марихуаны настаивают, что после легалайза число любителей марихуаны не изменится. Однако наркологи придерживаются иного мнения. Они опасаются, что на первом этапе такой шаг создаст у людей, особенно у молодежи, ощущение безнаказанности и побудит «отведать ранее запретный плод».

Автор цитаты

«Сторонники декриминализации марихуаны называют ее легким наркотиком, но я с этим утверждением не согласна. Это вовсе не легкий наркотик, а психоактивное вещество, которое действует на центральную нервную систему, вызывает в ней изменения, и это очень вредно для здоровья человека. Поколение, которое потребляет такой наркотик, не может считаться здоровым», — уверена нарколог, член Европейской ассоциации психотерапевтов, учредитель НПО «Дом психокоррекции и психодиагностики Дендрони» Майя Бегашвили.

Сомнение в безвредности решения Конституционного есть и у некоторых представителей парламентского большинства. Так, депутат Гия Вольский в беседе с журналистами подчеркнул, что теперь особое внимание следует обратить на пропаганду негативных последствий употребления наркотиков и ужесточить некоторые ограничения.

Фото: Global Look Press

Автор цитаты

«Конституционный суд узаконил ношение в кармане до 70 г марихуаны, но это не соответствует той реальности, в которой мы живем. Поэтому необходимо ввести ограничения и усилить антинаркотическую пропаганду», — сказал депутат.

Государственной структуры, которая бы занималась проблемами наркомании на правительственном уровне, сегодня в Грузии не существует. НИИ наркологии, раньше выполнявший такую функцию, упразднен. Лечением наркозависимых граждан занимаются частные клиники. Поэтому точных сведений о числе потребителей наркотиков у специалистов в настоящее время нет.

Несколько лет назад, когда статистику в этой сфере вел НИИ наркологии, официально объявлялось, что в Грузии с населением около 4 млн человек, насчитывается 300 тыс. потребителей наркотиков. При этом специалисты отмечали, что в действительности это число может быть гораздо выше.

По информации Майи Бегиашвили, в Грузии уже два года проводится новая программа детоксикации наркоманов, в рамках которой государство финансирует лечение 22–24 пациентов. Курс детоксикации длится 28 дней, 14 из которых пациент проводит в стационаре, а 14 — считаются периодом реабилитации. Программа достаточно эффективна, но ее масштаб слишком мал для того, чтобы решить проблему.

 

Читайте также
Прямой эфир