Каталония встает на баскский путь
В Каталонии начинается кампания по досрочным выборам в местный парламент, которые намечены на 21 декабря. После попытки властей автономии объявить формальную независимость, что закончилось введением прямого управления из Мадрида, сепаратистское движение стало медленно, но верно выдыхаться. И хотя стремление внушительной части каталонцев к отделению от Испании никуда не денется, в обозримой перспективе оно обречено законсервироваться. Схожий путь уже проходила другая неспокойная автономия Испании — Страна Басков: пережив годы террора во имя независимости, регион пришел к пониманию, что жизнь вне Испании возможна только по итогам мирного диалога с Мадридом.
Два лагеря равноценного калибра
— Мы, каталонцы, продемонстрировали всему миру нашу способность и волю к тому, чтобы стать независимым государством. И 21 декабря мы должны это ратифицировать, — призвал своих сторонников на днях бывший глава Каталонии Карлес Пучдемон, начавший предвыборную агитацию, даже не дожидаясь ее официального старта.
Впрочем, законы Пучдемону никогда не были помехой. Это он уже продемонстрировал 1 октября, проведя референдум о независимости Каталонии, невзирая на решение Конституционного суда Испании о его незаконности.
Сейчас господин Пучдемон находится в пригороде бельгийского города Брюгге. Он сбежал сюда вместе с четырьмя министрами своего правительства и ожидает вердикта по делу об экстрадиции в Испанию по обвинению в мятеже и растрате госсредств.
Другим видным членам сепаратистского движения уже приходится вести кампанию из застенок. Как, например, бывшему вице-президенту Каталонии Ориолу Жункерасу и трем его соратникам по Левой республиканской партии Каталонии.
— Все шансы победить имеет Левая республиканская партия Каталонии, но перед ней будет стоять сложная задача формирования правительства,— сказал «Известиям» председатель секции испанистики Российской ассоциации международных исследований, эксперт МГИМО Сергей Хенкин.
По прогнозам газеты El Pais, голосовать за эту партию готовы 26,5% каталонцев. Всего на партии, выступающие за независимость Каталонии, приходится 46% голосов (в 2015-м они получили 47,7%).
Правда, тот же уровень поддержки — 46% — и у партий, выступающих за единство страны. Главная сила лагеря юнионистов — партия «Граждане» — свои голоса за нее готовы отдать 25,3% избирателей. На днях ее лидер Инес Арримадас заявила, что готова объединиться с каталонскими социалистами и местной Народной партией.
Но как в лагере сепаратистов, так и в стане юнионистов — крайняя внутренняя разобщенность. А поэтому по итогам выборов может сложиться и вариант правительства, в котором будут участвовать представители двух лагерей одновременно.
Идея фикс второго плана
Накануне провокационного октябрьского референдума за независимость выступало около 40% каталонцев. Сейчас, как свидетельствуют данные соцслужбы Metroscopia, двигаться к де-юре отделению от Испании готовы только 24%. 71% респондентов ждет от политиков нахождения компромисса с Мадридом и сохранения автономии в составе Испании.
– Просто так проблема сепаратизма в Каталонии не сдуется — она имеет давние исторические корни. Но сейчас борьба переходит в латентную фазу, первый этап головокружения от успехов у сторонников независимости явно прошел, — сказал «Известиям» заведующий сектором региональных проблем и конфликтов отдела политических исследований ИМЭМО РАН Константин Воронов.
— Во-первых, значительная часть бизнеса их не поддержала, во-вторых, они убедились, что не монополизируют улицы, в-третьих, у них нет поддержки со стороны ЕС, — пояснил причину некоторого спада в сепаратистском движении Сергей Хенкин.
Как известно, главным посылом Карлеса Пучдемона и его сторонников было экономическое процветание, которое и так не бедствующая Каталония обретет, избавившись от фискального «ига» центрального правительства. Но первые итоги заигрывания местных властей с независимостью оказались прямо противоположными. Свои штаб-квартиры, испугавшись неопределенности, из автономии уже вывели 2,7 тыс. компаний. Число иностранных туристов упало в октябре на 5% по сравнению с тем же периодом в прошлом году.
Отказ от одностороннего выхода из состава Испании теперь допускают даже сторонники Пучдемона из Каталонской европейской демократической партии. Ее генсек Марта Паскаль на прошлой неделе заявила, что объединение готово на двусторонние переговоры с центральным правительством, если они будут вестись на равных.
Отодвинуть на второй план вопрос о независимости, которая, казалось, была абсолютной идеей фикс еще в начале осени, готовы и в Левой республиканской партии. Помощь семьям с низкими доходами и поддержка предпринимателей станут главным акцентом предвыборной программы партии, пообещала на днях генсек каталонских левых Марта Ровира.
По проторенной басками дорожке
Сейчас лидеры каталонских сепаратистов становятся на баскский путь. Аналогия более чем уместна. Как известно, Страна Басков — родина ныне прекратившего существование террористического движения ЭТА — долго была главной головной болью Мадрида. Но в процессе многолетнего урегулирования конфликта между центральными властями и басками, видавшего и кнут, и пряник, сепаратистские настроения среди басков удалось заметно погасить.
Во многом на дальнейшее развитие ситуации будет влиять состояние испанской экономики. Это прекрасно понимают и в Мадриде. Неспроста накануне выборов в Каталонии центральное правительство пообещало пересмотреть налоговую политику в автономии. Источник «Известий» в правительственных кругах Испании подтвердил, что сейчас специальная парламентская комиссия изучает возможность предоставления Каталонии права на самостоятельный сбор налогов — по примеру системы, существующей в Стране Басков и регионе Наварра. На выработку взаимоприемлемой схемы уйдет не один месяц, а то и год, но сам факт готовности Мадрида пойти на некоторые уступки Барселоне — еще один повод для каталонских сторонников независимости перестать дразнить гусей.