Выбирая тему очередной колонки, я, безусловно, прежде всего думаю о читателе — что ему будет интересно из того, что я, в свою очередь, считаю актуальным и важным. И вот о чем я подумал: в плотном и насыщенном информационном потоке, который льется на нас из динамиков радио в автомобиле, с экранов домашних и офисных телевизоров, наружной рекламы, социальных сетей, мессенджеров и прочих интернет-каналов, как никогда важным стал контекст получаемой информации.
Итак, сначала дадим определение. Контекст — законченный отрывок письменной или устной речи, позволяющий выяснить общий смысл входящих в него фрагментов — слов, выражений или отрывков текста.
Контекст может быть интересным, любопытным и захватывающим. А может быть отталкивающим, раздражающим и неприемлемым. В современном медиапространстве достаточно и того, и другого.
На прошлой неделе Роскомнадзор обнаружил, что интернет-сайт The New Times, официально зарегистрированный как СМИ, разместил на своих страницах гиперссылки на материалы с нецензурными выражениями. Мы посчитали это нарушением закона «О СМИ» и начали процедуру вынесения административного наказания, попросту говоря, штрафа. В интернете началась дискуссия на тему, являются или нет гиперссылки на ресурсы с противозаконным контентом нарушением. Эмоции, конечно, сильный аргумент в ходе дискуссии, но факты говорят сами за себя. Роскомнадзор неоднократно разъяснял свою позицию, которая заключается в следующем: гиперссылка — неотъемлемая часть контекста того или иного журналистского материала. Еще в августе ряду интернет-СМИ было указано на противоправность ссылок на популярный рэп-баттл с нецензурной бранью. Шесть из них, опубликовавших видео прямо на своих страницах, получили штрафы. В адрес еще 26 изданий, разместивших гиперссылки, были направлены письма с указанием на нарушения с целью их недопущения впредь. Тогда мы решили ограничиться профилактическими мерами. Причем не только путем направления писем. Позиция Роскомнадзора была опубликована на официальном сайте Роскомнадзора.
Статья 4 закона «О СМИ» не допускает использования средств массовой информации для распространения материалов, содержащих несколько видов противоправной информации, в том числе нецензурную брань. Мы убеждены, что, размещая на своих страницах гиперссылку на страницы с матом или, например, с экстремистской информацией, издания осознанно участвуют в ее распространении, образно говоря, открывают дверь в «запретную зону».
С августа прошло четыре месяца. Позиция Роскомнадзора была абсолютно публичной. И история с The New Times не единичная. За эти месяцы аналогичные меры были применены более чем к десятку интернет-изданий. И тоже за мат в гиперссылке.
Конечно, у любого СМИ есть право оспаривать нашу позицию в суде. Роскомнадзор к этому готов. Но вернемся к контексту и поговорим о другой важной теме — публичной демонстрации фашистской символики в СМИ. Мнение Роскомнадзора в данном вопросе однозначно: публичная демонстрация нацистской атрибутики или символики запрещена только тогда, когда это делается с целью пропаганды идей нацизма. В противном случае мы, например, рискуем больше никогда не увидеть великих фильмов о войне. Безусловно, в кино и кинохроникальных материалах по данной теме осуждаются идеи фашизма, и это тоже, кстати, часть контекста.
В этом контексте несколько особняком стоит история с YouTube, который из-за нарушения норм морали пострадал не административно, а финансово. В конце ноября видеохостинг лишился многих ведущих рекламодателей вследствие излишне либерального, если не сказать халатного, отношения к контенту, который размещают пользователи. Выяснилось, что на одном из американских каналов постоянно издеваются над детьми для привлечения зрителей. Администрация YouTube обратила внимание на садистский контент и заблокировала канал, но только тогда, когда стали уходить крупные рекламодатели. Причем видеохостинг так перепугался, что за неделю, как пишут СМИ, заблокировал более 50 каналов с неподобающим, по их словам, детским контентом. Это еще раз доказывает, какие рычаги являются по-настоящему действенными для крупных зарубежных интернет-сервисов и социальных сетей.
В день публикации колонки я буду находиться в китайском городе Учжэне на IV Всемирном интернет-форуме. Делегации многих стран обсуждают, какой интернет мы создали, как он будет развиваться. Уже сейчас мы видим, что сеть, созданная учеными-подвижниками для обмена знаниями, превратилась в среду для бизнеса — большого и малого, законного и, к сожалению, незаконного. Это не плохо и не хорошо. Это — реальность, в которой мы живем. Но со многими способами зарабатывания денег в интернете мириться нельзя.
И поэтому призываю всех читателей всегда учитывать контекст получаемой информации — он определяет если не все, то многое.
Автор — глава Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции