Достаточно выехать за пределы МКАД в любом направлении, чтобы убедиться в не самом лучшем состоянии окружающей среды. Для того чтобы пройти по некогда прекрасным лесам, требуется специальная подготовка, желательно в ВДВ: местами они завалены полусгнившими деревьями, заросли мелким колючим кустарником, немногочисленные дороги пришли в такое состояние, что по ним не пройдет даже танк «Армата».
Изобретательность наших сограждан в деле замусоривания собственной земли поражает воображение: даже в глухом лесу, километрах в десяти от ближайшего жилья, можно обнаружить какие-то ржавые металлоконструкции, автомобильные шины и просто бытовой мусор. Каким образом всё это туда доставляется и с какой целью, для меня всегда оставалось загадкой.
Еще более удручающее впечатление производят побережья наших рек и озер. Уже к середине лета все они сплошь забиты «продуктами жизнедеятельности» любителей «культурного отдыха»: следы кострищ, пачки от сигарет, рваные газеты, бутылки и пластиковые пакеты. Со временем всё это оказывается в водоемах, в том числе и в тех, откуда забирается питьевая вода. Их последующая очистка стоит бешеных денег. Недавно министр природных ресурсов и экологии сообщил, что программа очистки Волги обойдется в 254 млрд рублей. После этого, заверил он, более 60 млн человек, проживающих в этом регионе, будут пить чистую воду. Вот только долго ли их счастье продлится с таким отношением к окружающей среде?
О ликвидации чудовищных свалок и необходимости строительства современных, не загрязняющих окружающую среду мусороперерабатывающих заводов уже говорилось на самом высоком уровне. Но воз и ныне там. Зато продолжается интенсивное возведение новых мусорных полигонов, которые по своему воздействию на жителей близлежащих населенных пунктов можно смело сравнить с химическим оружием замедленного действия. Стоит ли после этого удивляться низким показателям средней продолжительности жизни в нашей стране?
Между прочим, ликвидация только одной средней свалки обходится примерно в 1,5 млрд рублей. Даже если направить на это дело все доходы федерального бюджета, за один год эту проблему не решить.
Проблема сохранения окружающей среды решается за счет двух факторов — современных технологий и высокой культуры граждан. Вспомним, что во времена английского короля Генриха VIII поддержание чистоты и порядка только в одном дворце — Хэмптон-Корте, где ежедневно находились около 2 тыс. человек, требовало огромных усилий. В то же время Лондон того времени представлял собой настоящую зловонную клоаку, без бань и туалетов, где периодически вспыхивали эпидемии чумы и других страшных болезней. Сегодня содержание пятизвездочного отеля на 2 тыс. человек не представляет никаких серьезных проблем, а Лондон — сравнительно чистый город, хотя его население со времен Генриха VIII выросло не менее чем в 30 раз.
Новейшие технологии позволили решить проблему сбора и переработки мусора и очистки водоемов. В Германии, например, сами жильцы делят мусор на три части. Пищевые отходы и мелкие бумажки превращаются в компост. Стекло, макулатура, пластик перерабатываются. То, что невозможно переработать, подвергается захоронению. Специальные «мусорные» детективы тщательно следят, чтобы все строго соблюдали установленные правила. Если представить, что какой-нибудь сумасшедший немец выбросит на дорогу пакет с мусором из окна своего автомобиля, он будет немедленно задержан полицией после звонка бдительных сограждан.
В Японии и вовсе разработаны технологии переработки практически любых отходов без загрязнения окружающей среды. И хотя в Японии проживает немногим меньше людей, чем в России, а ее территория в несколько раз меньше, сравнение качества окружающей среды явно не в нашу пользу.
Но, разумеется, в деле предотвращения экологических преступлений нельзя недооценивать роль законодательства. В Калифорнии — самом высокоразвитом штате США — за брошенный на улице окурок придется заплатить штраф в $1 тыс. А в германском Штутгарте, например, желающий справить нужду на улице должен быть готовым «облегчить» свой кошелек на €5 тыс. В Сингапуре человека, плюнувшего на улице, оштрафуют примерно на $700. По-моему, вполне разумно.
Мне уже приходилось писать о том, что ужесточение наказания не является панацеей в борьбе с преступностью. Однако чрезвычайная ситуация диктует жесткие меры. Вот почему можно поддержать предложения об увеличении штрафов для злостных загрязнителей окружающей среды в нашей стране.
Однако к каждому гражданину не приставить полицейского. Нужно формировать экологическую культуру, когда бросить окурок на улице или оставить мусор на берегу водоема будет считаться столь же неприличным, как, например, появиться в обществе небритым, дурно пахнущим, в мятом костюме и нечищеных ботинках. Общество должно решительно отвергать предложения иных горе-экономистов ускорить рост ВВП за счет снижения экологических требований.
Сегодня мы живем, по существу, за счет потомков, перекладывая на их плечи задачу очистки страны, которую мы столь интенсивно и жестоко замусориваем. Будьте уверены: те слова, которые они произнесут в наш адрес, будут предназначены отнюдь не для печати.
Автор — адвокат
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции