Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В воскресенье федеральный политсовет «Партии Роста» решил выдвинуть Бориса Титова кандидатом на выборы президента РФ. Омбудсмен по защите прав предпринимателей может занять довольно перспективную нишу электорального спектра. Конечно, шансов попасть в президентское кресло у него немного, но его политическая сила и он сам могут получить ряд иных бонусов. Сам Титов прокомментировал собственное выдвижение так: «Мы идем в политику, чтобы поднимать экономику».

За 3,5 месяца до президентских выборов электоральный расклад на двух направлениях вполне понятен. Так, левый фланг будет представлен Геннадием Зюгановым. Его выдвижение утвердит партийный съезд, который состоится сразу после официального объявления выборов ЦИК. К ноябрю, по данным ФОМ и «Левады», около 4% россиян готовы были отдать голоса за кандидата от КПРФ. Очевидно, что с началом полноценной избирательной кампании рейтинг Зюганова несколько вырастет и останется самым высоким в левом сегменте.

На правоконсервативном направлении обосновался Владимир Жириновский. Он одним из первых начал массированную информационную кампанию. Наружная реклама ЛДПР перманентно присутствует с начала года, а продвижение в новых медиа стартовало уже осенью. В отличие от Зюганова Жириновский на своем направлении — фактически монополист. Но его электорат частично пересекается с основным кандидатом и серьезно зависит от кампании первого лица. Тем не менее его рейтинг в 7% (по данным фонда «Общественное мнение») имеет некоторую тенденцию к росту на фоне усиления повестки реформ и оптимизации в программе основного кандидата. При отсутствии фундаментальных форс-мажоров показать результат более 15% (на выборах 2008 и 2012 годов Зюганов на втором месте имел стабильные 17%) будет крайне сложно.

К концу осени неопределенность сохранялась только на праволиберальном направлении. Этот электоральный пласт является наиболее важным для президентской кампании — именно этот сегмент не участвовал в парламентской кампании год назад, обвалив явку в крупных агломерациях.

И если выборы в Госдуму 2016 года с участием 47% зарегистрированных избирателей объяснимы, то для президентской кампании показатель менее 50% будет критичным. И это при том, что на всех президентских выборах в РФ явка не опускалась ниже 64,4%. Для того чтобы довести явку до этой цифры в 2018-м, понадобится привести на избирательные участки дополнительно 19,4 млн зарегистрированных избирателей, а для минимальной легитимности (51%) необходимы голоса около 4,4 млн граждан.

До выходных подразумевалось, что представлять интересы избирателей в этом сегменте будут Григорий Явлинский и Ксения Собчак. Но электоральный рейтинг лидера «Яблока» очень небольшой — около 1%. И даже если он соберет весь электорат «Яблока» на выборах 2016 года (что маловероятно), результат не превысит 3,43%. Еще 5–10% гипотетически могла бы дать Ксения Собчак. Но ее высокий антирейтинг — более 70% — и радикальная внешнеполитическая риторика (непризнание Крыма, высказывания по санкциям) серьезно сокращает электоральный потенциал. Явно слабым направлением кампании телеведущей является экономическая повестка. Хотя именно в ней можно получить серьезный прирост избирателей, которые не хотят обсуждать статус полуострова и отношения с Трампом, но выступают за развитие бизнеса, сокращение коррупции и административного давления.

Именно с опорой на экономическую повестку и выступил Борис Титов. Численный состав работников среднего и малого предпринимательства (СМП), по данным ФНС — 15,9 млн человек. Это достаточно внушительная электоральная группа — 14,2% российских избирателей. Причем значительная часть этого сегмента приходится на крупные агломерации, где и было зафиксировано основное падение явки в 2016 году (только в Москве и Санкт-Петербурге на СМП приходится более 3,2 млн работников).

Проблема в том, чтобы конвертировать сетевой ресурс малого и среднего бизнеса в электоральный. Попытка, предпринятая «Партией Роста» на парламентских выборах 2016 года, оказалась не очень эффективной — 1,29%, или 670 тыс. голосов.

Очевидно, что даже активная мобилизация не позволит получить более 7% голосов с учетом короткого срока агитации, но тем не менее для Бориса Титова это уже будет победа.

Участие Титова повысит легитимность избирательной кампании и в смысле явки. При результате более 3% бизнес-омбудсмен может добавить к ней более 1,5 млн голосов из необходимых 4,4 млн. При этом у предпринимателя не возникнет проблем со сбором подписей — наличие непарламентской партии позволит собирать не 300 тыс. (как для самовыдвиженцев), а 100 тыс. подписей. Связанная с Титовым «Деловая Россия» имеет отделения в 78 субъектах РФ, что позволит изыскать необходимые подписи без дополнительных финансовых вливаний.

Титов получит и мощную площадку для продвижения программы «Столыпинского клуба» в экономическую повестку 2018 года — особенно с учетом отказа Алексея Кудрина участвовать в президентской кампании. Решение омбудсмена серьезно усилит экономический нерв президентских выборов: дебаты о перспективах национализации отечественных отраслей по линии Зюганов–Титов добавят мобилизационный эффект выборам и повысят содержательность программ кандидатов. Наконец, на волне президентской кампании «Партия Роста» въедет и на региональные выборы 2018 года, где у нее идут конкретные кандидаты.

Автор — президент Центра стратегических коммуникаций

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Прямой эфир