Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Лоран Канте умер в 63 года
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Происшествия
В Москве 30 человек эвакуировали из шашлычной из-за пожара
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Спокойная нетолерантность

Режиссер Юрий Грымов — о том, как границы и заборы могут усовершенствовать общественную жизнь
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Когда я был в Японии, наше Министерство культуры издало очередной приказ, общее содержание которого — усилить контроль над структурами, контролирующими расходование государственных средств. Я на эту тему разговаривал с японцами. Они долго не могли понять, о чем я.

Меня несколько раз переспрашивали: есть в России закон, который определяет, кто и как расходует государственные деньги в сфере культуры? Говорю: есть, и давно. А зачем, спрашивали меня наивные японцы, контролирующий орган? Ведь в законе уже прописано: потратил не по делу — арест, суд, тюрьма? И тем более зачем контроль над контролем?

Японцы совершенно четко ощущают любые границы, в том числе невидимые — границы вежливости, культурные различия и тому подобное. И, ощущая их, они очень твердо охраняют эти границы от чужаков. Совсем не переживая при этом, что их могут назвать нетолерантными. Что им переживать, кто их так назовет? Те же чужаки: европейцы, американцы, русские. У меня такое ощущение, что им плевать. Мне это нравится.

Например, человек с татуировкой — самой безобидной! — не имеет шансов попасть ни в ночной клуб, ни в спортзал, ни в бассейн. К нему подойдет менеджер, вернет деньги и вежливо попросит уйти. Почему? Да потому что исторически в Японии татуировка — это символ принадлежности к якудза. А «плохим парням» нет входа в нормальное общественное место, у них — свои места отдыха. И вы никогда не докажете, что кельтский орнамент во все ваше плечо не имеет ничего общего с японскими преступными кланами, а в вашей родной Рязани «четкие пацаны» набивают себе перстни на пальцы или на спину — купола.

Вот интересно: мы тоже прекрасно знаем историческое прошлое татуировок в России, знаем, что таким способом метили себя преступники, и это нас волнует гораздо меньше, чем японцев. Оглянитесь вокруг, гуляя по московским улицам: плечи каждой второй девушки украшает татуировка. Не берусь судить, хорошо это или плохо, — я отношусь к татуировкам спокойно. Но то, как это работает в Японии, мне нравится: тебя «пометили» или ты сам это сделал — будь готов к тому, что твоя «метка» изменит твою жизнь.

Я несколько раз пытался попасть в традиционные ночные клубы для японцев. Без шансов. Мягко, но настойчиво мне повторяли вновь и вновь: для вас, европейцев, есть свои места для отдыха — вон, через дорогу, тут недалеко, можем проводить. А тут отдыхаем мы, японцы. И не надо за нами подглядывать. Так же как и вы, русские, мы отдыхаем по-своему. И, в общем, с этим я тоже согласился: отдых — это интимная сторона жизни человека, и выставлять ее напоказ не каждому охота.

Заборы вокруг строительных площадок — это наглядное пособие по гармонизации отношений в обществе: в этих заборах через каждые 10–15 м сделано окно, через которое всякий желающий может заглянуть на строительную площадку и увидеть, как идет строительство, соблюдает ли подрядчик правила техники безопасности и экологические требования. Ведь в нормальном обществе всякий имеет право поинтересоваться этими вопросами, верно? А у людей, которые организуют свою работу четко, в рамках требований законов, ведь не возникнет желания что-то скрыть от посторонних глаз? Вот они и не скрывают. Может, еще и потому, что у них нет посторонних — все свои.

Я вот еще как это понимаю: любой забор, настоящий или виртуальный, — это потенциальный источник конфликта. И японцы, насколько это возможно, стараются избежать самой возможности конфликта. Отсюда эти окошки в заборах, отсюда — датчики уровня шума на тех же строительных площадках. Они измеряют шум на самой стройке и за пределами участка. Соответственно, вопросы, которые могут возникнуть у жителей или простых «активных граждан», снимаются сразу. Это поражает простотой решения.

Получится ли у нас позаимствовать японский опыт улучшения жизни? Не знаю. В полной мере, наверное, никогда: для этого надо пройти тот же путь, что прошла Япония за свою долгую историю.

С другой стороны, я вижу, что в последнее время государство в России создает всё больше возможностей для самоорганизации общества — в решении прежде всего каких-то социальных вопросов. Существует много благотворительных фондов, которые оказывают ощутимую помощь нуждающимся. Эти фонды возникли как частная инициатива неравнодушных людей, и они продолжают работать. Это значит, надежда есть. Оговорюсь: когда я говорю, что государство многое делает для улучшения жизни, я имею в виду исключительно Москву; понятно, что жизнь в столице сильно отличается от «остальной России».

Вообще я устал слушать нытье некоторых своих знакомых на тему «пора валить». Вон, японцы строят свою страну сами и никуда не «валят», несмотря на землетрясения, тайфуны и перенаселение. Они искренне убеждены, что, только улучшая жизнь страны, можно добиться улучшение собственной жизни. Мы почему-то верим в прямо противоположное.

Автор — художественный руководитель театра «Модерн», режиссер

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Прямой эфир