Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Лоран Канте умер в 63 года
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Происшествия
В Москве 30 человек эвакуировали из шашлычной из-за пожара
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Раунд восьмой

Депутат Зелимхан Муцоев — о том, смогут ли очередные переговоры в Женеве стимулировать процесс политического урегулирования в Сирии
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Гражданская война в Сирии на протяжении уже шести лет остается одной из главных тем международной повестки. В 2011 году демонстрации против правящей партии «Баас» во главе с президентом Башаром Асадом, переросшие в военный конфликт, разделили страну на множество оппозиционных групп, добивающихся отставки действующего президента и проведения реформ. Помимо «умеренной» оппозиции возникли исламистские группировки, которые представляли угрозу не только правительству Сирии, но и всему миру. Спустя несколько лет благодаря усилиям международных игроков, прежде всего России, военная напряженность конфликта спала, ИГИЛ (запрещена в РФ) и радикальные группировки практически разгромлены. Но всё равно страна не может прийти к согласию и миру.

Попытки собрать для обсуждения представителей оппозиции и действующей власти предпринимались неоднократно. В 2015 году Россия выступила инициатором первого межсирийского диалога в Москве, где по итогам второго раунда переговоров были выработаны так называемые московские принципы — рекомендации для урегулирования конфликта.

В 2016 году прошла серия Женевских мирных переговоров, направленных на примирение враждующих сторон. Успехами в Женеве можно считать принятие с подачи РФ и США резолюции о прекращении огня для правительственных и оппозиционных сил, в то время как борьба с террористическим группировкам продолжилась.

Но можно ли назвать Женевские переговоры результативными? Скорее нет, чем да.

Проблемы начались еще на старте — с момента приглашения участников. Россия не видела конструктивных переговоров без представителей «Демократического союза» сирийских курдов, что сильно не понравилось Турции. В свою очередь, оппозиционные группировки на волне февральских военных успехов России и САР в ходе наступления на Алеппо отказались принимать участие, переговоры зашли в тупик, даты пришлось перенести. Переговоры возобновились в марте, но сам процесс проходил не напрямую, а через спецпредставителя, что исключало открытый диалог. Требования оппозиции не отличались с момента начала конфликта (отставка Асада, демократические реформы, смена конституции). К ним подключился блок из США, Турции, Саудовской Аравии, который с самого начала поддерживал оппозицию. Россия же высказывалась в пользу консолидированного мнения и говорила о праве сирийского народа самостоятельно определять дальнейший политический путь.

До апрельского раунда в Сирии прошли парламентские выборы, где победу одержал блок Национальный прогрессивный фронт, поддерживающий президента Асада, тем самым продемонстрировав миру легитимность действующего правительства. А главное — работоспособность политических институтов. Оппозиция и «сочувствующие» им государства результаты выборов не признали.

Основной площадкой межсирийских переговоров 2017 года стала столица Казахстана Астана. К переговорам вновь были привлечены представители правительства Сирии и делегация сирийской оппозиции, где впервые стороны смогли сесть за один стол. Россия, Иран и Турция приняли участие в качестве консультантов, США выступили в качестве наблюдателя. В основном обсуждались вопросы регулирования со стороны России, Турции и Ирана режима прекращения огня. На фоне успешного продвижения через территории радикальных группировок и освобождения Пальмиры, страны-консультанты выступили с инициативой о создании зон деэскалации. Это важный шаг в сторону снижения военного характера конфликта между силами правительства и умеренной оппозиции, шаг в сторону мирной жизни для сирийского народа. Главным плюсом таких встреч можно назвать открытость двух сторон и возможность общаться без посредников. Следующим этапом должен стать очередной раунд женевских мирных переговоров, который состоится 28 ноября.

Что касается основной задачи США в Сирии, то для них необходимо любыми способами отстранить Асада от власти и создать некое подобие коалиционного режима, управляемого извне. Сегодня все признают, что Россия является крупным геополитическим игроком на Ближнем Востоке. Мы сыграли ключевую роль в разгроме ИГИЛ на территории Сирии, смогли посадить за стол переговоров враждующие стороны конфликта, в значительной степени укрепили отношения с Турцией, Ираном и Саудовской Аравией, заключили крупнейшие военно-технические контракты.

По понятным причинам, такое усиление России заставляет США предпринимать ряд шагов, ослабляющих влияние нашей страны в регионе. Одной из таких задач является и переформатирование процесса мирного урегулирования в Сирии в пользу собственных политических интересов.

Скорее всего, участники конференции в Женеве в очередной раз попытаются договориться о создании некого подобия коалиционного правительства, в которое войдут представители сирийского руководства и оппозиции. Следует понимать, что внутри сирийской оппозиции достаточно противоречий политических, территориальных и межконфессиональных, по-прежнему нет и единого понимания в отношении будущего государственного устройства Сирии. Не совсем понятно, как люди, рассматривающие вчера друг друга в прицел автомата, смогут совместно участвовать в политических процессах и достигать компромисса в сложнейших вопросах. Именно поэтому Россия предложила формат межсирийского национального диалога, к которому планируется пригласить не только оппозицию, но и представителей различных сирийских диаспор, конфессий и слоев населения.

Автор — член комитета ГД по международным делам

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Прямой эфир